Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в УДО. Часть 1.
Рассмотрим программы трех направлений изобразительного искусства, куда входят рисунок, живопись, графика, лепка; ДПИ (роспись посуды, мозайка, витраж); дизайн (оформление транспорта, интерьер, моделирование одежды). Основная задача творческих направлений - развитие художественно-творческих способностей ребят в процессе овладения средствами выразительности соответствующих видов изобразительного искусства, воспитание у них эстетических потребностей, вкуса, интереса к искусству, понимания его роли в жизни народа.
Отделения организуются из нескольких возрастных групп. В каждой из них могут заниматься одновременно 8-10 человек. Если по каким-нибудь причинам нельзя организовать работу в отдельных возрастных группах и занятия с учащимися разного возраста приходится вести одновременно, то педагог дает несколько заданий с учетом их возраста.
В студиях изобразительного искусства, как правило, нет возможности при комплектовании групп считаться с уровнем художественной подготовки участников, иначе пришлось бы создавать несколько параллельных групп для детей одного возраста в зависимости от подготовки. Однако руководитель студии должен учитывать индивидуальные склонности детей и характер их способностей. Это вызывает необходимость внимательного отношения к каждому учащемуся в студии.
Студии комплектуются на добровольных началах, но нужно добиваться, чтобы каждый участник не прекращал работу в студии до окончания летнего отдыха. Чтобы проверить заинтересованность в занятиях вновь поступающих, полезно предоставлять им некоторый испытательный срок или дать им возможность выполнить небольшую, легкую по композиции работу.
Студия изобразительного искусства - это коллектив учащихся, объединенных общим интересом к искусству. Поэтому он должен быть своеобразной творческо-художественной лабораторией для разных возрастных групп, в которой руководящая и направляющая роль принадлежит педагогу. Всякий вновь поступающий в студию должен аккуратно посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания, принимать активное участие в делах студии, в организации и проведении выставок.
Программы изобразительного искусства составлены исходя из принципа единства воспитания и обучения. Любая учебная работа должна быть так или иначе связана с творческим развитием учащихся, а во всяком творческом, композиционном задании должны решаться и учебные задачи. Вся работа в студии должна быть содержательной и эстетически воспитывающей.
Нужно понимать, что жизнь непрерывно изменяется, в ней возникают новые явления. Это должно побуждать педагога и участников студии к поискам новых мотивов, сюжетов, характеризующих окружающую действительность. Воспитание в детях чувства современности - одна из важнейших задач, вытекающих из основных целей воспитания подрастающего поколения. Для развития у учащихся остроты наблюдения явлений жизни необходимо практиковать выходы на природу для работы над пейзажем.
Необходимо также выработать у них привычку постоянно носить с собой блокнот, альбом для зарисовок набросков с натуры, по памяти, по представлению.
В результате занятий в студии каждый его участник должен приобрести навыки самостоятельной творческой работы.
Программа студии изобразительного искусства определяет примерное содержание и последовательность учебно-воспитательной работы по разделам, исходя из возрастных особенностей учащегося. Конкретное же содержание этой работы зависит от той подготовки, которую получили или получают учащиеся на уроках по изобразительному искусству в студии изобразительного искусства.