Методические материалы, статьи

Целевые установки курса современного русского языка. Часть 2.

Есть еще более тонкие различия между компетенциями. Если, например, с познавательной целью определяются отношения между обобщенной грамматической семантикой (в частности значением падежной формы) и функционированием в речи соответствующих грамматических форм, то такие знания правомерно относить к языковой компетенции. Если же это сообщается для выработки умения учащегося употреблять такие формы в речевом общении, то языковая компетенция трансформируется в коммуникативную (речевую).

В каком же соотношении находятся названные три компетенции при определении общей цели преподавания языка?

При обучении иностранцев на занятиях по русскому языку и на уроках русского языка в начальной русскоязычной школе основная цель — формирование коммуникативной компетенции. Языковая имеет меньший удельный вес, а лингвистическая является наименее важной.

В средней русскоязычной школе основными можно считать языковую и коммуникативную компетенции. Лингвистическая там формируется хотя и чаще, чем в начальной школе, но лишь эпизодически — в основном тогда, когда нужно определить исходные лингвистические понятия, вызвать у учащихся интерес к русскому языку, сопоставив его с другими, или помочь уяснить то или иное понятие, сославшись на аргументацию лингвистов.

В национальных республиках Российской Федерации русский язык имеет статус государственного. Поэтому если в начальных классах при обучении русскому языку иноязычных школьников там доминирует коммуникативная компетенция, то в последующем цели обучения русскому языку не расходятся с целевой установкой в средней русскоязычной школе.

В высшей школе преподавание современного русского языка имеет своей основной (общей) целью дать студентам научные знания о системе русского языка, системности и нормативности его отдельных аспектов, закономерной взаимосвязи семантики и средств выражения ее, сопровождая эту информацию ссылками на системные особенности других языков мира и точки зрения языковедов различных лингвистических школ.

Следовательно, общей целевой установкой вузовского курса является формирование во взаимосвязи лингвистической и языковой компетенций. При этом чаще всего лингвистическая является доминирующей.

Что касается коммуникативной компетенции, то для вузовского курса современного русского языка она является второстепенной. Она формируется тогда, когда студентов учат выполнять контрольные работы, конспектировать, писать сочинения на лингвистические темы и т. д.

Нужно оговориться, что соотношение названных компетенций может варьироваться в различных лингвистических дисциплинах и даже в отдельных разделах курса современного русского языка.

Например, по отношению к сведениям по функциональной лингвистике значительно повышается статус коммуникативной компетенции (в сочетании с языковой).

Доминируя, лингвистическая компетенция в органической связи с языковой определяет частные цели (задачи) преподавания русского языка в высшей школе. В значительной мере они соотносятся с реализацией принципа сознательности усвоения студентами курса русского языка в высшей школе. В то же время формулировки частных целевых установок определяют характер знаний и умений по курсу современного русского языка. Поэтому их целесообразно перечислить в связи с содержанием этой учебной дисциплины.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005