Методические материалы, статьи

Целевые установки курса современного русского языка. Часть 1.

Традиционно в любом учебном процессе различаются воспитательные и образовательные цели. В свою очередь последние делятся на общеобразовательные и специальные, предметные, в данном случае лингвометодические цели преподавания учебного предмета «Русский язык».

Воспитательные цели этой учебной дисциплины в высшей школе упоминались.

Что касается общеобразовательных целей, то логично обратиться к главным задачам общеобразовательной школы, которые называются педагогами:

  • удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физическим морально здорового поколения;
  • обеспечение усвоения учащимися системы знаний, определяемой общественными и производственными потребностями;
  • формирование научного миропонимания, политической, экономической правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний;
  • выработка у молодежи осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, стремления к участию в демократическом самоуправлении, ответственности за свои поступки.

Как воспитательные, так и воспитательно-образовательные (общеобразовательные) цели только в очень небольшой своей части могут быть специфичны для того или иного учебного предмета.

Поэтому здесь уместно уделить внимание специальным лингвометодическим целевым установкам.

Общие и частные цели преподавания русского языка удобно соотнести с типологией соответствующих компетенций.

Термин «компетенция» (от лат. слова competere — добиваться, соответствовать, подходить) применительно к языку и лингвистике ведет свое начало от американского языковеда Н. Хомского, заложившего основы так называемой порождающей (трансформационной) грамматики.

В современной лингвистике и лингвометодике под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков по языку, сформированных в процессе преподавания лингвистической дисциплины.

Авторы лингвистических и методических справочников называют различные разновидности компетенции: коммуникативную, общеучебную, страноведческую, социальную и др.

Для определения целевой направленности преподавания языка уместно соотносить лингвистическую, языковую и коммуникативную (речевую) компетенции. Они различаются главным образом по характеру получаемых знаний по языку и лингвистике.

Нужно оговориться, что четко разграничить названные виды компетенции в ряде случаев нелегко. Например, общие определения синонимов, антонимов и паронимов вне рамок конкретного языка относятся к лингвистической компетенции. Если же они даются по отношению к определенному языку, то это скорее языковая компетенция. Однако когда усваиваются различные определения этих лексикологических понятий в лингвистике, то такие знания снова переходят в область лингвистической компетенции.

Когда безотносительно к речи усваиваются приемы различения родовых форм имен существительных в русском языке, — это языковая компетенция. Но когда эти приемы осознаются как условия правильного употребления форм рода и согласования в роде существительных с определяющими словами, — вступает в свои права коммуникативная (речевая) компетенция.

М. Успенский



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005