Методические материалы, статьи

Требования к современному уроку географии. Часть 2.

2. Содержание учебника должно соответствовать сообщению учителя, но не обязательно полностью совпадать. В чем должно быть отличие? Учитель должен сообщать более глубокие сведения, чем это изложено в учебнике, особенно в части генезиса объекта, явления или процесса и их взаимосвязей. Например, если учитель ограничивается лишь сообщением данных встречающихся на Кавказе растений, то это не вызовет большого интереса у учащихся. Если учитель сообщит о характерных особенностях растений, то интерес учащихся возрастает. Аналогично можно сказать об эволюции озер, их зарастании и «умирании». Обязательно надо подчеркнуть особенности формирования торфа и рассказать о формирующих его растениях. Еще лучше, если их показать.

3. Отбор главного, наиболее существенного материала, раскрывающего тему урока. Это должно быть рассмотрено глубже и интереснее, чем в учебнике. Необходимо привлечь дополнительный материал из вузовских учебников, научно-популярных и научных источников. Следовательно, дидактические требования единого содержания урока осуществляются путем выделения главной идеи. Это требование необходимо соблюдать также и при проверке знаний учащихся. Должны повторяться главные вопросы.

4. Осуществление краеведческого принципа в преподавании. Содержание урока географии должно отличаться от учебника краеведческой направленностью. Это особенно необходимо в курсе географии VI класса, где формируются первоначальные понятия. Например, понятие о холме, реке, озере, погоде и климате должны формироваться у учащихся с привлечением местных материалов.

5. Современность учебного материала определяется современными данными науки и характером изучаемого материала. Учебники, хотя и обновляются, но со временем появляются новые научные данные, которые не могли быть учтены при выпуске учебника.

Весьма существенные изменения претерпела наука география в последние годы. В настоящее время ее главная задача состоит в том, чтобы дать прогноз ожидаемых изменений в природной среде и хозяйстве вследствие деятельности человека, а также рекомендации по воспроизводству и охране природных ресурсов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Если проанализировать учебники географии с позиции этой главной задачи, то мы можем найти в курсе VI класса слово «прогноз», но вопросы воспроизводства природных ресурсов не освещаются ни в одном учебнике в той мере, как это требует время. Много упоминаний о необходимости охраны природы, но они приводятся в отрыве от данных об уязвимости и ущербе от использования природы. Если природные ресурсы рассматривать как необходимый элемент производства, то естественно, что вопросы их воспроизводства и охраны станут частью деятельности предприятий.

6. Экологическая направленность урока определяется необходимостью изучения опорных географических и экологических понятий в курсах школьной географии. Многие научные географические понятия являются опорными для изучения собственно экологических. Это прежде всего природный комплекс, круговорот воды в природе и др.

7. Важнейшее педагогическое требование к уроку географии — единство урока в логическом и дидактическом отношениях. Прежде всего должна быть определена основная дидактическая задача, которой учитель подчиняет всю работу на уроке. Прежде всего должна быть определена основная дидактическая задача, которой учитель подчиняет всю работу на уроке. Если основная дидактическая задача состоит в усвоении учащимися нового программного материала (например, о физико-географических особенностях Западно-Сибирской низменности), то учащимся необходимо предварительное экспресс-повторение физико-географических показателей подобных, ранее изученных объектов природы (Восточно-Европейской равнины, например) сравнить их (рельеф, геологическое строение, возраст, тип растительности, климатические условия и т.д.). Логическая последовательность изложения материала в физической географии при характеристике регионов достаточно ясна: географическое положение, рельеф и геологическое строение, климат и реки и зональные природные комплексы. Нельзя дать характеристику рек раньше изучения климата и т.п.

8. Учет возрастных особенностей учащихся. В VI-VII классах важнейший путь активизации учащихся на уроке — чтение карт. В старших классах этот путь ограничен. На начальных ступенях обучения географии имеет большое значение работа на местности.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005