Теория развития биологических понятий. Часть 3.
В разделе «Человек и его здоровье» простые понятия о морфологии, анатомии отдельных органов позволяют формировать более сложные понятия о системе органов и организме в целом. Одновременное изучение физиологических, санитарно-гигиенических, валеологических и медицинских понятий дает возможность учащимся получить представление о более сложных понятиях, к которым относятся здоровье, болезнь, здоровый образ жизни.
Приведенные примеры позволяют утверждать, что понятия могут быть простыми и относительно сложными. По типу развития все обозначенные понятия характеризуются как приуроченные к отдельным разделам школьной биологии.
В школьной биологии имеются понятия, которые важно формировать на протяжении всех лет обучения. Это понятия общебиологические — клетка, приспособленность организмов, обмен веществ, взаимосвязи организма со средой обитания и др. Они выступают в качестве элементов биологического содержания, вокруг которых концентрируются соответствующие факты и сведения. Например, понятие о клетке вводится в начальных классах. При изучении раздела «Растения» оно конкретизируется и обогащает ся сведениями о строении растительной клетки, ее включениях, функциях клеток, разнообразии растительных тканей, одноклеточных растительных организмах и многоклеточных водорослях, специализированных тканях у мхов и папоротников и, наконец, о сложном клеточном строении покрытосеменных. В данном разделе понятие о клетке и клеточном строении организмов расширяется при сравнительном изучении животной клетки и растительной. Учащимся предоставляются сведения о строении и функционировании клеток у одноклеточных (амеба), а также клеток и тканей многоклеточных (гидра, черви, моллюски, ланцетники, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие). В разделе «Человек и его здоровье» у учащихся расширяется представление о клеточном строении организма человека, конкретизируются знания о тканях (костной, соединительной, эпителиальной, мышечной и нервной) как совокупности клеток, о внутриклеточном и внутритканевом обмене веществ, половых клетках человека и их роли в передаче наследственной информации. И наконец, в разделе «Общая биология» понятие о клетке получает обобщенное выражение — сравнительная характеристика бактериальной, грибной, растительной и животной клеток, строение и согласованное функционирование органоидов клетки, способы деления клетки, наследование признаков. К завершающему этапу обучения биологии у учащихся складывается обобщенное представление о молекулярно-клеточном уровне организации живой природы. Следовательно, понятие о клетке формируется непрерывно, на протяжении нескольких лет, так как для учащихся это понятие имеет глубокий мировоззренческий и общеобразовательный смысл.
В школьной биологии развитие некоторых понятий происходит прерывисто. Это относится, например, к понятию об искусственном отборе. Общее представление о нем учащиеся получают на уроках о сортах растений, породах животных (разделы «Растения» и «Животные»), затем в теме «Основы эволюционного учения» и, наконец, в теме «Основы генетики и селекции».
Особое место в развитии биологических понятий имеют межпредметные связи. На их основе обогащается прежде всего содержание общебиологических понятий, которые в целом отражают: 1) явления изменения живой природы (эволюцию, ее факторы и направления); 2) уровни организации жизни (молекулярно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный); 3) иерархию биологических процессов (функционирование, онтогенез, филогенез); 4) основные типы объяснений, группы законов биологии (причинные, системно-структурные, эволюционные). Для обогащения их содержания важно использовать географические, исторические и технологические материалы.