Методические материалы, статьи

Теория развития биологических понятий. Часть 2.

4. Сложные понятия формируются в процессе обучения учащихся посредством обобщения простых понятий и при их интеграции на межпредметной основе. Межпредметные и внутрипредметные связи — необходимое условие обогащения и развития понятий, одним из средств реализации этих связей является использование «синхронических карт», которые позволяют оптимально организовать учебный процесс.

5. Важное значение для усвоения основ биологии имеют понятия эмпирические и их соотношение с теоретическими понятиями. В школьном биологическом образовании до последнего времени большая часть знаний возводилась в рамки эмпирических. Это фактофиксирующие знания, дающие лишь описание явлений, но не скрывающие их сущности. В истории познания эти знания и практика были базой, на которой постепенно строилось современное теоретическое знание. Поэтому при изучении каждого раздела школьной биологии важно обеспечивать развитие понятий у учащихся от простых к сложным, осмысление научных фактов в свете ведущих общебиологических понятий, обеспечивая их теоретический синтез. Теоретические знания объясняют биологические явления, раскрывают их сущность, служат основой научного мировоззрения, картины мира и рационального решения практических проблем.

6. Существуют разные типы развития понятий — непрерывные, прерывные, сквозные и приуроченные к небольшим отрезкам учебного материала и времени его изучения. При непрерывном формировании и развитии понятий происходит преемственное и более осознанное их усвоение.

7. Движение понятий в школьной биологии сопровождается все более полным отражением состояния живых объектов и их изменений под влиянием различных факторов. Обозначенные положения выражают сущность методической теории развития биологических понятий, которые имеют большое значение для практики обучения учащихся.

В истории развития биологических понятий подчеркивается мысль о том, что процесс обогащения содержания понятий является одним из обязательных условий получения прочных и осознанных знаний. Большое значение в этом процессе должно придаваться преемственности содержания учебного материала, а также перспективным и ретроспективным линиям движения понятия в темах, разделах и предмете в целом. Для этого рекомендуется составлять графики развития биологических понятий.

В практике обучения биологии каждое понятие обогащается и постепенно усложняется содержательно. Так, понятие о растительной клетке (6 кл.) на первом уроке темы является простым. Учащиеся узнают, что клетка — мельчайшая частица каждого организма цветкового растения, состоит из оболочки и цитоплазмы, в которой находятся ядро, вакуоль и пластиды. К концу изучения темы понятие о растительной клетке становится сложным. У учащихся складывается представление о разнообразии клеток по строению и функциям, роли клеток в нормальной жизнедеятельности растения как целостного организма. Подобное усложнение претерпевают понятия об отдельных органах цветкового растения — семени, корне, листе, стебле, цветке и плоде. Представляя морфологическую, анатомическую, физиологическую и экологическую их характеристики, учащиеся усваивают более сложные понятия об органе как части организма растения. При установлении взаимосвязей между ними и аргументации в эволюционном контексте формируется понятие более высокого уровня сложности — растительный организм как целостная система.

В разделе «Животные» также формируются простые понятия об образе жизни, внешнем и внутреннем строении с использованием примеров типичных представителей отрядов, классов и типов. На основе содержания обозначенных понятий одновременно «наполняется» содержание понятия об эволюционном усложнении организмов, их систематических характеристиках, взаимосвязях с другими организмами и факторами окружающей среды.

М. Якунчев



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005