Теория развития биологических понятий. Часть 2.
4. Сложные понятия формируются в процессе обучения учащихся посредством обобщения простых понятий и при их интеграции на межпредметной основе. Межпредметные и внутрипредметные связи — необходимое условие обогащения и развития понятий, одним из средств реализации этих связей является использование «синхронических карт», которые позволяют оптимально организовать учебный процесс.
5. Важное значение для усвоения основ биологии имеют понятия эмпирические и их соотношение с теоретическими понятиями. В школьном биологическом образовании до последнего времени большая часть знаний возводилась в рамки эмпирических. Это фактофиксирующие знания, дающие лишь описание явлений, но не скрывающие их сущности. В истории познания эти знания и практика были базой, на которой постепенно строилось современное теоретическое знание. Поэтому при изучении каждого раздела школьной биологии важно обеспечивать развитие понятий у учащихся от простых к сложным, осмысление научных фактов в свете ведущих общебиологических понятий, обеспечивая их теоретический синтез. Теоретические знания объясняют биологические явления, раскрывают их сущность, служат основой научного мировоззрения, картины мира и рационального решения практических проблем.
6. Существуют разные типы развития понятий — непрерывные, прерывные, сквозные и приуроченные к небольшим отрезкам учебного материала и времени его изучения. При непрерывном формировании и развитии понятий происходит преемственное и более осознанное их усвоение.
7. Движение понятий в школьной биологии сопровождается все более полным отражением состояния живых объектов и их изменений под влиянием различных факторов. Обозначенные положения выражают сущность методической теории развития биологических понятий, которые имеют большое значение для практики обучения учащихся.
В истории развития биологических понятий подчеркивается мысль о том, что процесс обогащения содержания понятий является одним из обязательных условий получения прочных и осознанных знаний. Большое значение в этом процессе должно придаваться преемственности содержания учебного материала, а также перспективным и ретроспективным линиям движения понятия в темах, разделах и предмете в целом. Для этого рекомендуется составлять графики развития биологических понятий.
В практике обучения биологии каждое понятие обогащается и постепенно усложняется содержательно. Так, понятие о растительной клетке (6 кл.) на первом уроке темы является простым. Учащиеся узнают, что клетка — мельчайшая частица каждого организма цветкового растения, состоит из оболочки и цитоплазмы, в которой находятся ядро, вакуоль и пластиды. К концу изучения темы понятие о растительной клетке становится сложным. У учащихся складывается представление о разнообразии клеток по строению и функциям, роли клеток в нормальной жизнедеятельности растения как целостного организма. Подобное усложнение претерпевают понятия об отдельных органах цветкового растения — семени, корне, листе, стебле, цветке и плоде. Представляя морфологическую, анатомическую, физиологическую и экологическую их характеристики, учащиеся усваивают более сложные понятия об органе как части организма растения. При установлении взаимосвязей между ними и аргументации в эволюционном контексте формируется понятие более высокого уровня сложности — растительный организм как целостная система.
В разделе «Животные» также формируются простые понятия об образе жизни, внешнем и внутреннем строении с использованием примеров типичных представителей отрядов, классов и типов. На основе содержания обозначенных понятий одновременно «наполняется» содержание понятия об эволюционном усложнении организмов, их систематических характеристиках, взаимосвязях с другими организмами и факторами окружающей среды.