Методические материалы, статьи

Технологии обучения географии. Программированное обучение и использование компьютеров. Часть 2.

Особенно эффективно использование компьютеров в качестве банка данных. В электронной форме можно хранить большой объем информации, который может быть использован при решении проблемных заданий, а также при выполнении самостоятельных и практических работ.

Можно рекомендовать для выполнения на компьютере следующие задания (Г. В. Володина, 1997).

1. Начальный курс физической географии (VI класс):

  • определение географических координат с помощью градусной сетки совместно с картами атласа;
  • построение графиков температур, диаграмм облачности и розы ветров по материалам календарей погоды;
  • игры и тесты на проверку знаний и номенклатуры.

2. Курс географии «Материки, океаны, страны» (VII класс):

  • проверка знаний географического положения материков, океанов и стран;
  • определение названий рек, озер и других объектов по географическим координатам;
  • определение природной зоны или страны по географическому положению;
  • определение климатических поясов;
  • проведение игр при обобщающем повторении.

3. Курс «География России».

3.1. Природа России (VIII класс):

  • определение поясного времени, коэффициента увлажнения, средних температур, осадков, типов климатов;
  • определение природных зон и их местоположения;
  • программы, моделирующие образование и развитие циклонов и антициклонов и связанных с ними особенностей типов погоды;
  • программы с тестами на проверку знаний форм рельефа, тектонического строения и полезных ископаемых;
  • игры на проверку знаний номенклатуры;
  • упражнения по хозяйственному использованию природных зон.

3.2. Население и хозяйство России (IX класс):

  • упражнения в знании номенклатуры (полезных ископаемых, крупных предприятий, различных отраслей промышленности, специализации сельского хозяйства);
  • определение по статистическим данным ресурсо-обеспеченности различных районов России. Очень полезными могли быть программы по прогнозированию и проектированию освоения и строительства крупных сооружений (гидроузлов, тепловых станций, крупных территориально-промышленных комплексов и т.п.). Такие работы несомненно имеют творческий характер.

4. Экономическая и социальная география мира (X класс):

  • оценка обеспеченности мира и отдельных стран различными видами природных ресурсов;
  • тренировка в знании этнического состава населения, наиболее крупных языковых семей и народов, их размещения;
  • программы по формированию умений определять по статистическим данным тип воспроизводства населения в той или иной стране.

Необходимы программы, развивающие предпринимательские способности учащихся. Новым направлением является использование Интернет-сети при изучении географии в школе. А. И. Шейнис разработал методику использования Интернет-сети при дистанционном изучении глобальных проблем человечества в курсе географии X класса. Он успешно реализовал дистанционный исследовательский проект, содержащий семь этапов деятельности его участников.

Назрела необходимость изучения географических информационных систем — автоматизированных систем для создания различных тематических карт и атласов. Эта система позволяет быстро производить поиск необходимых данных, совмещать их на различной картографической основе, вносить изменения; рассматривать материал в разном масштабе и проекции; возможны пространственные построения природных систем и процессов.

Дальнейшее расширение использования компьютеров в обучении географии связано с проблемой программного обеспечения, удовлетворяющего учебный процесс.

В заключении следует отметить, что использование компьютеров повышает эффективность обучения географии. Вместе с тем, применение компьютеров должно быть рациональным, не нарушающим логику и структуру учебной географии и не наносящим ущерба здоровью детей.

Д. Финаров



См. также:
Услуги интернет-агентств по разработке сайтов
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005