Методические материалы, статьи

Технологии обучения географии. Технология проектной деятельности школьников.

Основная дидактическая идея технологии проектной деятельности школьников состоит в личностно-ориентированном обучении, в котором предусматривается развитие личности, самостоятельно добывающей знания и приобретающей умения. Вместе с тем, в этой технологии имеются возможности для активного формирования опыта творческой деятельности учащихся и их эмоционально-ценностного отношения к миру. Эти положения основываются на том, что разработка проектов обычно осуществляется путем проблемного обучения, проблемных заданий и создания проблемных ситуаций. При разработке проектов учащиеся пытаются прогнозировать изменения в природе и хозяйстве, а также оценивать последствия создания гидроэлектростанций, территориально-промышленных комплексов, освоения месторождений полезных ископаемых и т.д.

Ученические проекты, или учебные проекты, — это, например разработки планов создания народно-хозяйственных предприятий или целых территориально-промышленных комплексов с учетом рационального использования природных ресурсов. Примером может быть разработка проекта создания гидроэлектростанции с водохранилищем на какой-либо реке (Енисей, Лена и др.) с оценкой положительных и отрицательных последствий в природе и хозяйстве.

При обучении географии в школе имеются широкие возможности применения технологии проектной деятельности школьников. Первоначальные работы по этой технологии возможны в курсе географии VI класса. Так, при изучении водохранилищ учащиеся узнают положительные и отрицательные последствия их создания. Для углубления этих знаний целесообразно по аналогии определить положительные и отрицательные последствия создания одного или двух водохранилищ в родном крае. Целесообразно проводить работу по составлению простейших проектов-прогнозов погоды на основе анализа данных календаря погоды, выполняемого учащимися.

Для разработки проектов можно использовать карты, школьные атласы и контурные карты. Аналогичным образом может быть организована технология проектной деятельности школьников курса географии VII класса при изучении рек. Наиболее ярким примером может быть проект оценки положительных и отрицательных последствий создания Асуанского гидроузла на реке Нил в Египте. Из отрицательных последствий здесь необходимо отметить не только большие площади плодородных земель, затопленные водохранилищем, но и потерю огромных масс плодородного ила, который до создания гидроузла большей частью поступал на орошаемые поля крестьян. Кроме того, создание водохранилища привело к уменьшению улова морской рыбы в прибрежных водах в районе внешней части дельты Нила, вследствие резкого сокращения кормовой базы рыб. Для предотвращения этих нежелательных последствий учениками должны быть предложены необходимые мероприятия, пусть даже фантастические.

При разработке проектов целесообразно проводить прогнозирование ожидаемых изменений в природе и хозяйстве при добыче полезных ископаемых (каменного угля, нефти и др.). При этом в инструкции учителя необходимо указать ожидаемые положительные и отрицательные последствия, которые обычно бывают при освоении месторождений полезных ископаемых. Например, при открытой разработке каменного угля убирается плодородная почва. Задавая вопрос учитель подводится к мысли о необходимости рекультивации, восстановления почвы или возвращения ее плодородного слоя на места, где она была взята.

В курсе географии России в VIII-IX классах разработка учебных проектов усложняется путем введения альтернативных вариантов. Можно предложить учащимся разработать из двух альтернативных вариантов один наиболее целесообразный проект создания или гидроэлектростанции с водохранилищем на реке Лена, или прокладку трубопровода в районе оз. Байкал, или переброску вод северных рек в южные степные районы. Учащиеся обосновывают необходимость строительства, учитывая положительные и отрицательные последствия в природе и хозяйстве. В результате они должны выбрать один из вариантов. До разработки проектов учащиеся получают инструкцию от учителя по проведению работы. В этой инструкции должны быть указаны основные параметры сооружений и названия ожидаемых последствий в природе и хозяйстве.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005