Методические материалы, статьи

Тактика и стратегия оценки.

Говоря об оценке, необходимо подчеркнуть двоякий смысл этого понятия. Оценка — это прежде всего суждение о качестве подготовки учащегося. В этом смысле оценку следует понимать как оценивание. Оценивание успехов учащихся производиться мастером, преподавателем, работниками предприятия, где учащиеся проходят практику, ученическим коллективом, самим учащимся, студентом.

Педагогический эффект оценки во многом зависит от исходных положений, учитываемых при ее определении. Это особо важно в условиях, когда одного и того же учащегося оценивают разные преподаватели на своих уроках. В этом смысле единство в подходе к оцениванию, выставлению оценок необходимо рассматривать как важный фактор в осуществлении межпредметных связей.

Исходные данные для определения оценок отражены в единых для всех педагогических работников учебного заведения критериях оценки знаний и умений учащихся. Наличие таких критериев и следование им должно обеспечить объективность и единство в подходе к определению оценки.

Общими критериями успешности производственного обучения учащихся являются: правильность выполнения трудовых приемов и способов выполнения работы; соблюдение требований к качеству выполненной работы; производительность труда (выполнение установленных норм времени или выработки); соблюдение требований безопасности труда.

Применительно к оценке учащихся по предметам теоретического обучения (специальных и общетехнических предметов, естественно), выделяются следующие общие критерии: полнота, системность, обобщенность, действенность, прочность знаний.

Кроме указанных основных критериев при оценке знаний и умений учащихся учитываются также показатели, характеризующие проявление познавательной активности, познавательного интереса, культуры учебного труда, самостоятельности.

Однако эти общие показатели, отраженные в критериях, и зафиксированные в официальных документах, не дают еще возможности преподавателю, мастеру точно определить, как оценить отдельный ответ или выполнение конкретного задания учащегося с достаточной степенью объективности. На определение оценки в реальных условиях реального учебного процесса влияет уверенность учащихся при ответе на вопрос, реакция на наводящие вопросы, способность литературно грамотно изложить мысль, оригинальность приводимых учащимися примеров, умение пользоваться приборами, читать чертеж, владение графикой и т. д. и т.п. В ходе экзаменов, например, влияние на оценку (осознает это мастер, преподаватель или нет) оказывают также общий уровень знаний группой, манера ответа, личное обаяние отвечающего и многие другие субъективные факторы.

Критерии оценки в зависимости от этапа изучения учебного материала должны применяться выборочно.

Так в начале изучения в процессе производственного обучения новой темы, новой трудовой операции, когда основной целью является обучение учащихся правильно и качественно выполнять новые для них трудовые приемы и способы выполнения работ, требование производительности труда при выставлении оценки, как правило, не учитывается. Этот критерий является одним из важнейших критериев (при сохранении, естественно, требований к качеству) при оценке работ «законченного», комплексного характера, выполняемых на основе ранее отработанных приемов и способов выполнения ранее изученных трудовых операций. Требование (критерий) соблюдения безопасности труда учитывается при оценивании учебно-производственного труда учащимися на всех этапах учебного процесса.

В. Скакун

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005