Методические материалы, статьи

Структурно-композиционная специфика курса современного русского языка. Часть 3.

Предпочтение линейного расположения программного материала, как уже отмечалось, вызвано главным образом стремлением представить особенности системы русского языка по каждому его уровню.

Соотношение структурно-композиционной интеграции и соответствующей дифференциации языкового материала по вузовскому курсу современного языка может измениться в пользу интеграции. К примеру, вполне возможно, что не только в средней, но и в высшей школе будет запрограммировано изучение морфологии частей речи на основе синтаксиса.

Правда, в синхронном плане это несколько затруднит студентам осознание особенностей системы русского языка. Но зато поможет осознать эту системность в диахроническом аспекте. Чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с известной монографией выдающегося отечественного лингвиста И. И. Мещанинова «Члены предложения и части речи», где он показывает и обосновывает происхождение частей речи (и не только в русском языке) как оформление их функционирования в речи в качестве членов предложения.

Нужно отметить, что и в современных вузовских программах по проблемам русского языка в отдельных случаях интеграция языкового материала преобладает над его дифференциацией (в структурном аспекте) и, следовательно, комплексность в расположении материала — над его линейностью.

Это прежде всего разделы курса современного русского языка, связанные с принципом функциональности в описании некоторых аспектов русского языка и их представления в учебных языковых курсах. Понятие функциональности стало особенно популярным в отечественной русистике последних десятилетий. Особенно по отношению к описанию и представлению грамматики русского языка. Интерпретируя понятие функциональности, лингвисты, а вслед за ними и методисты по-разному отвечали на вопрос: «Что является исходным в описании грамматики русского языка: семантика или форма — средства выражения этой семантики?»

А. В. Бондарко утверждал, что функциональность может проявляться в описании грамматики как «от функции к средствам», так и «от средств к функциям». Однако большинство лингвистов и также специалистов по лингводидактике утверждали примат семантики над формой при функциональном подходе к описанию грамматики и расположению соответствующего языкового материала в «функциональных» программах.

В соответствии с таким подходом создавались «практические (функциональные) грамматики» для овладения неродным русским языком. В них вокруг разрядных или категориальных значений группировались различные средства их выражения. Такой же функциональный подход был популярен во многих учебниках русского языка для иностранцев.

Он просматривается и в спецкурсе «Функциональная грамматика русского языка», который предусмотрен учебным планом филфака МПГУ.

Это декларируется в объяснительной записке программы спецкурса, составленной доцентом И. А. Кудрявцевой: «В отличие от традиционной грамматики, где все явления описываются по отдельным подсистемам и вычленяются уровни лексики, морфологии и синтаксиса, в функциональной грамматике за основу берутся семантические категории грамматики и изучаются закономерности их функционирования во взаимодействии с разноуровневыми элементами языкового строя».

Однако в функциональном подходе к представлению грамматики в пособиях для иноязычных учащихся и в лекционных курсах для высшей школы имеется принципиальное различие.

Основная цель «практических» функциональных грамматик — формирование коммуникативной компетенции. Иначе говоря, иноязычные школьники на основе этих грамматик должны научиться правильно употреблять в своей русской речи словоформы и грамматические (синтаксические) конструкции.

Основная цель курса функциональной грамматики в высшей школе — формирование лингвистической и языковой компетенции в их взаимосвязи. Правда, в объяснительной записке к той же программе говорится, что функциональный подход к представлению грамматики «выводит описание в ситуацию речи, в процесс коммуникации». Однако этот «выход в коммуникацию» делается для осмысления студентами, а не для того, чтобы они научились правильно употреблять то, чем они и без того владеют в достаточной мере.

О научном, теоретическом характере курса функциональной грамматики в вузе говорят многие рубрики названной программы И. А. Кудрявцевой:

  • Понятие функционально-семантического поля.
  • Функционально-семантическая категория аспектуальности.
  • Функционально-семантическая категория модальности и др.

Конечно, в «практических грамматиках» для иноязычных учащихся такие категории избыточны.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005