Структурно-композиционная специфика курса современного русского языка. Часть 2.
Если принцип концентризма проявляется на различных этапах обучения, то можно говорить о выделении отдельных концентров, на каждом из которых учащиеся получают относительно целостный круг знаний, умений и навыков (или только знаний и умений).
В российской общеобразовательной средней школе традиционно выделяются три концентра: начальный (I-IV классы), средний (V-IX классы) и старший (X-XI классы). Внутри этих этапов обучения могут выделяться и менее объемные концентры. Так, в период начального обучения русскому языку правомерно отдельным концентром считать обучение русской грамоте (букварный период).
Понятно, что чем выше уровень знаний и умений учащихся по учебной дисциплине, тем меньше оснований выделять такие концентры.
Все вузовские программы по курсу современного русского языка свидетельствуют об отсутствии завершенных циклов-концентров по одним и тем же аспектам языка или языковым темам. Исключение составляют спецкурсы по отдельным уровням (фонетике, словообразованию, морфологии, орфографии и др.), где, конечно, материал усложняется по сравнению с основной дисциплиной «Современный русский язык».
Значительное преобладание линейности над кон-центризмом в структуре вузовского курса современного русского языка понятно. Конечно, «концентризм позволяет учитывать возрастные возможности учащихся и обеспечивает сравнительно раннее ознакомление школьников» с доступными им теоретическими сведениями по языку, «а также прочность усвоения в результате двух-, трехкратного возвращения к теме на новом уровне». Однако для условий преподавания курса современного русского языка (а также и других лингвистических дисциплин) в высшей школе эти преимущества несущественны.
Здесь в соответствии с целевой установкой вузовской дисциплины наиболее существенно показать особенности системы и нормативности русского языка по каждому его аспекту. А это наиболее удобно сделать при линейном расположении уровневого языкового материала.
Структурно-композиционный принцип линейности противопоставлен не только концентризму, но и комплексному подходу к структурированию языкового материала. Комплексность предполагает изучение разнотипных явлений языка в их взаимосвязи. Например, предполагается при изучении членов предложения определять, словами каких частей речи они выражены, и, наоборот, при изучении частей речи, — какими они являются членами предложения.
Конечно, структурная комплексность языкового материала в школьных программах не является такой масштабной, как межпредметная интеграция в комплексных программах 20-х годов. Но все-таки линейность одноплановых единиц и здесь довольно часто прерывается «подключением» единиц других аспектов и тем. Так, в связи с фонетикой, словообразованием, грамматикой предполагается усвоение школьниками соответствующих орфограмм, в связи с морфологией — соответствующих словообразовательных моделей и явлений синтаксиса. А правила пунктуации вообще полностью «растворяются» в материале раздела «Синтаксис русского языка».
Понятно, что в вузовских программах по современному русскому языку такая интеграция разнопланового материала наблюдается значительно реже и в значительно меньших масштабах.
Так, в программе МПГУ по курсу фонетики русского языка только в общетеоретическом плане говорится о связи фонетики и других разделов курса (фонетики и орфоэпии, фонетики и лексики и т. д.). В остальном материал по теории фонетики располагается линейно, после чего отдельно представлены программы не только по лексике, но и по таким разделам, как орфоэпия, графика, орфография.