Методические материалы, статьи

Структурно-композиционная специфика курса современного русского языка. Часть 2.

Если принцип концентризма проявляется на различных этапах обучения, то можно говорить о выделении отдельных концентров, на каждом из которых учащиеся получают относительно целостный круг знаний, умений и навыков (или только знаний и умений).

В российской общеобразовательной средней школе традиционно выделяются три концентра: начальный (I-IV классы), средний (V-IX классы) и старший (X-XI классы). Внутри этих этапов обучения могут выделяться и менее объемные концентры. Так, в период начального обучения русскому языку правомерно отдельным концентром считать обучение русской грамоте (букварный период).

Понятно, что чем выше уровень знаний и умений учащихся по учебной дисциплине, тем меньше оснований выделять такие концентры.

Все вузовские программы по курсу современного русского языка свидетельствуют об отсутствии завершенных циклов-концентров по одним и тем же аспектам языка или языковым темам. Исключение составляют спецкурсы по отдельным уровням (фонетике, словообразованию, морфологии, орфографии и др.), где, конечно, материал усложняется по сравнению с основной дисциплиной «Современный русский язык».

Значительное преобладание линейности над кон-центризмом в структуре вузовского курса современного русского языка понятно. Конечно, «концентризм позволяет учитывать возрастные возможности учащихся и обеспечивает сравнительно раннее ознакомление школьников» с доступными им теоретическими сведениями по языку, «а также прочность усвоения в результате двух-, трехкратного возвращения к теме на новом уровне». Однако для условий преподавания курса современного русского языка (а также и других лингвистических дисциплин) в высшей школе эти преимущества несущественны.

Здесь в соответствии с целевой установкой вузовской дисциплины наиболее существенно показать особенности системы и нормативности русского языка по каждому его аспекту. А это наиболее удобно сделать при линейном расположении уровневого языкового материала.

Структурно-композиционный принцип линейности противопоставлен не только концентризму, но и комплексному подходу к структурированию языкового материала. Комплексность предполагает изучение разнотипных явлений языка в их взаимосвязи. Например, предполагается при изучении членов предложения определять, словами каких частей речи они выражены, и, наоборот, при изучении частей речи, — какими они являются членами предложения.

Конечно, структурная комплексность языкового материала в школьных программах не является такой масштабной, как межпредметная интеграция в комплексных программах 20-х годов. Но все-таки линейность одноплановых единиц и здесь довольно часто прерывается «подключением» единиц других аспектов и тем. Так, в связи с фонетикой, словообразованием, грамматикой предполагается усвоение школьниками соответствующих орфограмм, в связи с морфологией — соответствующих словообразовательных моделей и явлений синтаксиса. А правила пунктуации вообще полностью «растворяются» в материале раздела «Синтаксис русского языка».

Понятно, что в вузовских программах по современному русскому языку такая интеграция разнопланового материала наблюдается значительно реже и в значительно меньших масштабах.

Так, в программе МПГУ по курсу фонетики русского языка только в общетеоретическом плане говорится о связи фонетики и других разделов курса (фонетики и орфоэпии, фонетики и лексики и т. д.). В остальном материал по теории фонетики располагается линейно, после чего отдельно представлены программы не только по лексике, но и по таким разделам, как орфоэпия, графика, орфография.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005