Методические материалы, статьи

Структура традиционного содержания школьной географии. Часть 1.

Длительное время, начиная с 1934 г. и до конца 80-х годов, содержание школьной географии отражало основные понятия географической науки. Существенные уточнения и коррективы содержания школьной географии вносились в 60-80-е годы и отражали новые достижения географической науки.

Более 50 лет в школе существовали курсы физической и экономической географии. Линейно-ступенчатое построение содержания обеспечивало преемственность в знаниях и умениях между отдельными курсами. Основным документом, определяющим систему знаний и умений, являлась программа курса географии в школе, утвержденная Министерством просвещения. Курс географии распределялся программой по разновозрастным классам. В пределах одновозрастного класса материал курса разделен на самостоятельные тематические разделы, состоящие в свою очередь из нескольких тем. В пределах каждой темы программой определяется объем знаний, умений и навыков, предоставляемых учащимся, которыми они должны овладеть. На каждую тему указано рекомендуемое число уроков. В объяснительной записке к программе изложены основные задачи преподавания географии в школе.

В последние годы (с 1980 г.), были разработаны и утверждены новые программы.

Курс географии вводится только с VI класса средней школы, после предварительной природоведческой подготовки учащихся во II-V классах. Во II и III классах учащиеся знакомятся с сезонными изменениями в природе их края, с устройством жизни людей в нашей стране, приобретают некоторые элементарные умения на экскурсионных уроках (например, составление гербария, определение сторон горизонта и др.).

На природоведение в начальных классах отводится 1 урок в неделю во II классе и 2 урока в неделю в III классе. В IV (или V) классе изучается курс природоведения при 2 часах в неделю. Основное содержание курса составляет материал о неживой природе, полезных ископаемых, воде и воздухе, первые сведения географического характера о земной поверхности, морях, реках, океанах, важнейших месторождениях полезных ископаемых, элементарные понятия о плане и карте. Важное место в курсе природоведения занимает раздел «Картины природы и труда в нашей стране». Проводится работа по ознакомлению с окружающей школу местностью. Учащиеся знакомятся с физической каргой России.

Систематический курс географии изучается в средней школе в течение 5 лет при двух уроках в неделю в VI, VIII и IX классах и 3-х уроках в неделю в VII классе. В X классе 2 часа в неделю в первом полугодии и 1 час — но втором полугодии.

Школьная география начинается в VI классе начальным курсом физической географии. В программу включены общие понятия о литосфере, гидросфере и атмосфере, об основных формах рельефа, о Мировом океане, подах суши, о погоде и климате, о географической оболочке и природном комплексе, а также элементарные сведения о населении мира и о мировой политической карте. В составе курса имеется раздел об изучении географии своей местности. Материал о своей местности служит основой для формирования ряда общих физико-географических понятий и закономерностей, а также понятия о природном комплексе. На протяжении курса приобретаются и формируются элементарные картографические, топографические и геоморфологические попятил и умения, навыки работы на местности.

В VII классе изучается курс географии материков и океанов в такой последовательности: главные особенности природы Земли, океаны, Африка, Австралия и Океания, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка и Евразия. По каждому материку изучаются: географическое положение, история исследования, рельеф, полезные ископаемые, климат, реки и озера, природные юны, население и политическая карта, а также отдельные страны. В этом курсе углубляются понятия об общих географических закономерностях, в частности о климате (общая циркуляция атмосферы и др.) на конкретном материале. Учитель имеет возможность опираться на уже известные понятия из курса VI класса.

Д. Финаров



См. также:
Услуги интернет-агентств по разработке сайтов
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005