Методические материалы, статьи

Стилистический анализ текста. Часть 2.

Стилистический эксперимент. Стилистический эксперимент — это намеренное искажение авторского текста, преследующее цель дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Обычно к данному приему прибегают в том случае, когда неизвестны черновые редакции произведения. Пропуск или замена отдельных слов, выражений, изменение конструкции предложения или деление текста на абзацы, приводящее к изменению оттенков смысла произведения, помогают детям определить эти оттенки.

Например, уже после первого чтения рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» дети проникаются сочувствием к персонажам рассказа, легко выделяют мотивы дружбы, преданности, глубины и человечности отношений льва и собачки. Значительно сложнее им увидеть проблему отношений людей и животных, проблему жизненных ценностей. Стилистический эксперимент обратит внимание детей на эти вопросы. Перечитаем фрагмент рассказа, пропустив выделенные слова, и попросим детей сравнить два варианта текста и сказать, что изменилось:

«С тех пор собачка жила в одной клетке со львом. Лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней. Так и прожили лев и собачка целый год в одной клетке».

Школьники замечают, что меняется тональность повествования. Льву и собачке было невесело, потому что они жили в неволе. Недаром Л. Н. Толстой постоянно напоминает о клетке.

Можно обратить внимание детей на нужную деталь и с помощью прямого вопроса, например: «Почему у людей, персонажей данного рассказа, нет имен?» Л. Н. Толстой называет их хозяин и барин. Что изменится, если слово «хозяин» заменить именем собственным, например, мистер Смит? Очевидно, что в этих героях важны не их личные качества, а их роль — роль хозяина, распорядителя жизни. Это хозяин решает бросить собачку «в клетку ко льву на съеденье». А барин, встретив свою собачку, объясняет, что она «его собственная». Отношения собственности для людей, персонажей рассказа, важнее привязанности, дружбы.

Если стилистический эксперимент используется при анализе стихотворного текста, необходимо сохранить ритм, рифму: сравнивать поэтический и прозаический тексты нецелесообразно.

Если стилистический эксперимент используется при анализе стихотворного текста, необходимо сохранить ритм, рифму: сравнивать поэтический и прозаический тексты нецелесообразно.

Стилизация (подражание) — прием, соединяющий анализ текста и литературное творчество школьников. Использовать этот прием целесообразно прежде всего при обращении к игровой поэзии. Произведения этого жанра провоцируют читателя на игру со словом, требуют не сопереживания (как лирика), а включенности в действие, быстроты реакции, способности к восприятию алогизма, перевертыша, нестереотипности воображения. Эвристическая беседа, логический анализ могут убить игру, превратить урок в скучное дело — выяснение того, почему же было смешно, «разложение по полочкам» юмористического произведения. Стилизация предполагает другой путь постижения смысла произведения — интуитивный. Создавая свое произведение «под Хармса», «под Остера» или дописывая новую строфу к стихотворению, ученик становится на позицию автора, начинает смотреть на мир его глазами, постигает смысл текста «изнутри». Так, например, можно предложить ученикам дописать еще одну строфу к стихотворению Д. Хармса «Врун». Первые строки строфы повторяются, что помогает детям «войти в ритм», почувствовать настроение. Придумывание своего варианта обмана строится на нарушении нормы — основном законе создания комической ситуации.

Как правило, в классе быстро рождается 10— 15 вариантов новых строф к стихотворению, и у детей возникает ощущение необычайной легкости написания стихов. Возникает вопрос, куда, в какое место стихотворения можно вставить новую строфу? Этот вопрос приведет к анализу композиции и поможет детям осознать, что места для новой строфы в стихотворении нет, все строфы связаны друг с другом, их соединение неслучайно, а подчиняется авторскому замыслу. Новая строфа оказывается лишней, нарушающей единство замысла, целостность текста.

Без внимания к слову нет истинного чтения. Стилистический анализ призван привить детям бережное отношение к авторскому выбору, приучить их размышлять над словом. Использование стилистического анализа требует от учителя особого такта. В искусстве всегда есть что-то от чуда, далеко не все может быть объяснено логически. Анализ текста не должен превращаться в обоснование выбора каждого слова — следует обращать внимание на самые выразительные для характеристики персонажей, описания обстановки, передачи переживаний слова, и только на те художественные детали, выбор которых может быть осознан читателем, что приведет к углублению восприятия.

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005