Средства обучения географии и работа с ними. Часть 1.
Изучение географической номенклатуры. Большое внимание уделяется обучению географической номенклатуры с использованием карты. Задача состоит в том, чтобы обеспечить прочное закрепление в памяти учащихся минимума названий географических объектов, установленного программой и их размещения на карте, научить правильно произносить названия. Важнейшим условием прочного знания номенклатуры является наличие сведений и характеристик географических объектов, названия которых они усваивают, работая с картой.
Весьма важным условием прочного усвоения номенклатуры является правильно организованная работа с картой. Для этого необходимо использовать все основные виды памяти: зрительную, двигательную и словесно-смысловую. Для этого очень хорошо при показе нового объекта дать ему краткую характеристику. Санкт-Петербург на берегу Финского залива и на берегах устья реки Невы. Важно привлечь внимание к особенностям формы объекта (Апеннинский полуостров — «сапог», Черное море — «плод боба»). При проверке номенклатуры также целесообразно требовать сведения о показываемом объекте. Работа по запоминанию идет одновременно с анализом настольных карт. Целесообразно использование самодельных дидактических материалов: цветных флажков, стрелок.
Существуют правила показа на карте. Надо стоять сбоку от карты, не заслоняя ее, лицом к свету. Показывать только указкой, держа ее за конец, чтобы не подходить близко к карте. При показе населенных пунктов указку ставят в месте пунсона, а не надписи. Площадные изображения надо обводить по контуру. Реки показывают от верховьев к устью.
Весьма важна работа с контурными картами, которая служит средством усвоения и закрепления в памяти учащихся географических объектов. В V-VI классах работа с контурными картами проводится в классе и дома. Она заключается в том, что учащиеся, ориентируясь на настольной карте, находят на контурной карте местоположение соответствующих объектов, отмечают их и надписывают. Иногда целесообразно нанесение географических объектов на контурную карту. В VII-X классах контурные карты используются как географическая основа для составления различных картосхем. Например, при изучении климата на контурные карты наносятся изотермы, направления ветров, направления экономических связей, районы размещения сырья, топлива и т.п. Возможно использование контурных карт в качестве конспекта при объяснении нового материала учителем.
Глобусы, их значение и методика использования. Глобус — модель земного шара, имеет ряд преимуществ перед картой. На глобусе не искажаются расстояния между отдельными пунктами и сохраняются правильные соотношения площадей и постоянство масштаба во всех направлениях. Контуры географических объектов подобны существующим на земном шаре. Эти преимущества глобусов перед картами способствуют формированию у учащихся более точных пространственных представлений, а также необходимы для проведения многих упражнений:
- Общее знакомство с земным шаром.
- Изучение строения поверхности Земли.
- Изучение движения Земли.
- Изучение градусной сети.
Глобус необходим, прежде всего, для создания правильных представлений о полюсе, экваторе, меридианах и параллелях. После этого целесообразно переходить к карте полушарий. В этом случае удобен черный глобус, на котором можно чертить мелом градусную сеть. На глобусе важно показать определение кратчайшего расстояния (ортодромии), для чего используется лента миллиметровой бумаги. То же надо проделать на карте, результаты сравнить. В заключение дается представление о картографической проекции. Крупнейшие географические объекты, материки, океаны, крупные моря и острова, большие страны целесообразно сначала показывать на глобусе, а затем на карте.