Методические материалы, статьи

Средства обучения чтению и организация урока. Часть 2.

Наборное полотно как одно из ведущих средств наглядности периода обучения грамоте позволяет на каждом уроке тренировать умение ребенка переводить звучащее слово в его графический эквивалент. Следует помнить, что, как и звуковой анализ, звуковой и графический синтез требуют тщательного отбора слов: начинают с тех, в которых совпадает звуковая и буквенная оболочки (сыр, том, дым и т.п.), постепенно переходят на двусложные с ясным произнесением безударного слога (маки, луна, дети, рыбы, ласты и т.п.), а слова с сильно редуцированными звуками на наборном полотне набирать не рекомендуется.

Наборное полотно может быть классным — большим по размеру — и висеть около доски, и индивидуальным — небольшие кассы разрезных букв и буквенных слогов. Учитель может руководить действиями учеников через соотнесение индивидуальных средств наглядности и общеклассных. В этом случае могут быть использованы и учебники, из которых предлагается взять слово для прочтения, и выставленный на классном полотне материал, подобранный учителем или учениками. Наборное полотно, как и школьная доска, может использоваться при введении новых букв, при закреплении изученного материала и в качестве формы контроля для проверки знаний и умений первоклассников.

К тому методическому подходу, который предлагал В. А. Сухомлинский, близка нетрадиционная система обучения грамоте Н. А. Зайцева. Уроки по учебно-методическому комплексу Н. А. Зайцева, состоящему из кубиков, таблиц и других наглядных пособий, проводятся с детьми, не умеющими читать и писать, не знающими букв, не владеющими звуко-буквенным анализом или владеющими в недостаточной мере, условно в четыре этапа (длительность каждого этапа варьируется в зависимости от сформированности навыка), и достигают положительного результата в очень короткие сроки. Первый этап обучения подготовительный, его цель — привлечение внимания к кубикам и таблицам, развитие умения манипулировать кубиками, а также следить за действиями педагога и выполнять его инструкции. Этот этап достаточно простой и короткий — 5 занятий: с первых же минут у детей начинает формироваться скоординированность системы анализаторов («ухо — глаз — рука — голова»), развивается осознание звуковой стороны речи, просыпается интерес к познанию.

Следующий этап обучения, длительность которого примерно 12 занятий, имеет цели учить самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом, не допуская между ними разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква», работать по складовым картинкам. Благодаря тому что у кубиков множество признаков (они резко отличаются по цвету, звуку, весу, размеру, графике), а в работе с таблицами используются приемы пропевания и ритмических движений, дети в кратчайшие сроки запоминают все склады. При работе с материалом активизируется работа всех мозговых центров: происходит, во-первых, активизация, «пробуждение» нервных клеток, они включаются в «работу» и, во-вторых, формируются такие важные и необходимые для чтения и письма связи, как оптико-пространственные, слухо-зрительно-моторные, слухо-кинестетические и т. д. Высокая мотивация у детей к этому типу обучения определяется разнообразием игровых ситуаций, что одновременно способствует более успешному усвоению материала.

На следующем, 3-м этапе дети научаются выкладывать из кубиков короткие беспредложные фразы, читать их, обнаруживать место большой буквы, точки (восклицательного и вопросительного знаков) в конце предложения, запятой, определять расстояние между словами, а также учатся начертанию букв на бумаге и доске карандашом, мелом или фломастером. На 3-м этапе заканчивается этап кубиков и таблиц: пропадает необходимость пользоваться ими для обучения, но возникает возможность применять таблицы для самоконтроля, исправления ошибок (детьми самостоятельно), для обобщения и уточнения приобретенных знаний. Занятия по обучению грамоте обеспечены всеми необходимыми учебными пособиями и проводятся в соответствии с методическими рекомендациями, сопровождающими весь УМК.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005