Средства обучения чтению и организация урока. Часть 2.
Наборное полотно как одно из ведущих средств наглядности периода обучения грамоте позволяет на каждом уроке тренировать умение ребенка переводить звучащее слово в его графический эквивалент. Следует помнить, что, как и звуковой анализ, звуковой и графический синтез требуют тщательного отбора слов: начинают с тех, в которых совпадает звуковая и буквенная оболочки (сыр, том, дым и т.п.), постепенно переходят на двусложные с ясным произнесением безударного слога (маки, луна, дети, рыбы, ласты и т.п.), а слова с сильно редуцированными звуками на наборном полотне набирать не рекомендуется.
Наборное полотно может быть классным — большим по размеру — и висеть около доски, и индивидуальным — небольшие кассы разрезных букв и буквенных слогов. Учитель может руководить действиями учеников через соотнесение индивидуальных средств наглядности и общеклассных. В этом случае могут быть использованы и учебники, из которых предлагается взять слово для прочтения, и выставленный на классном полотне материал, подобранный учителем или учениками. Наборное полотно, как и школьная доска, может использоваться при введении новых букв, при закреплении изученного материала и в качестве формы контроля для проверки знаний и умений первоклассников.
К тому методическому подходу, который предлагал В. А. Сухомлинский, близка нетрадиционная система обучения грамоте Н. А. Зайцева. Уроки по учебно-методическому комплексу Н. А. Зайцева, состоящему из кубиков, таблиц и других наглядных пособий, проводятся с детьми, не умеющими читать и писать, не знающими букв, не владеющими звуко-буквенным анализом или владеющими в недостаточной мере, условно в четыре этапа (длительность каждого этапа варьируется в зависимости от сформированности навыка), и достигают положительного результата в очень короткие сроки. Первый этап обучения подготовительный, его цель — привлечение внимания к кубикам и таблицам, развитие умения манипулировать кубиками, а также следить за действиями педагога и выполнять его инструкции. Этот этап достаточно простой и короткий — 5 занятий: с первых же минут у детей начинает формироваться скоординированность системы анализаторов («ухо — глаз — рука — голова»), развивается осознание звуковой стороны речи, просыпается интерес к познанию.
Следующий этап обучения, длительность которого примерно 12 занятий, имеет цели учить самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом, не допуская между ними разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква», работать по складовым картинкам. Благодаря тому что у кубиков множество признаков (они резко отличаются по цвету, звуку, весу, размеру, графике), а в работе с таблицами используются приемы пропевания и ритмических движений, дети в кратчайшие сроки запоминают все склады. При работе с материалом активизируется работа всех мозговых центров: происходит, во-первых, активизация, «пробуждение» нервных клеток, они включаются в «работу» и, во-вторых, формируются такие важные и необходимые для чтения и письма связи, как оптико-пространственные, слухо-зрительно-моторные, слухо-кинестетические и т. д. Высокая мотивация у детей к этому типу обучения определяется разнообразием игровых ситуаций, что одновременно способствует более успешному усвоению материала.
На следующем, 3-м этапе дети научаются выкладывать из кубиков короткие беспредложные фразы, читать их, обнаруживать место большой буквы, точки (восклицательного и вопросительного знаков) в конце предложения, запятой, определять расстояние между словами, а также учатся начертанию букв на бумаге и доске карандашом, мелом или фломастером. На 3-м этапе заканчивается этап кубиков и таблиц: пропадает необходимость пользоваться ими для обучения, но возникает возможность применять таблицы для самоконтроля, исправления ошибок (детьми самостоятельно), для обобщения и уточнения приобретенных знаний. Занятия по обучению грамоте обеспечены всеми необходимыми учебными пособиями и проводятся в соответствии с методическими рекомендациями, сопровождающими весь УМК.