Методические материалы, статьи

Специальные формы занятий по дисциплинам лингвистического профиля. Часть 2.

Дискуссия на языковых занятиях до лингвистическим дисциплинам чаще всего проводится по проблемам, которые вызваны различными взглядами ученых-лингвистов на системные и нормативные явления языка. Преподаватель во время таких дискуссий выступает в роли организатора, координатора и ведущего. Накануне он рекомендует соответствующую литературу и знакомит студентов с методикой проведения дискуссии.

Во время дискуссии каждый ее участник старается лаконично и обоснованно отстаивать свою точку зрения и находить контрдоводы на умозаключения «противников». В тоже время нужно прислушиваться к этим доводам оппонента и, если они достаточно убедительны, иметь мужество признать его правоту. Ведь главная цель спорящих — не отстоять «свое», а найти истину и наиболее убедительные ее обоснования.

В этом отношении дискуссия, как и диспут, существенно отличается от полемики, где каждый спорящий старается во что бы то ни стало отстоять свое мнение и где все полемизирующие обычно остаются на прежних позициях.

Попутными репликами и вопросами преподаватель направляет спор в нужное русло, не допуская перебранки и выпадов против оппонентов. В заключительном слове он подводит итоги дискуссии, отдавая предпочтение (конечно, с соответствующими доводами) той или другой точке зрения.

При этом вполне возможно, что альтернативные решения проблемы при их противоположности не противоречат истине, поскольку зависят не от самого явления языка, а от его понятийной интерпретации. Это касается понимания принципов системности и функциональности русского языка, основополагающих вопросов фонологии и орфографии у сторонников «московской» и «ленинградской» научных школ, спорных вопросов лексикологии и фразеологии и т. п.

К особым формам проведения вузовских занятий относятся и коллоквиумы. Учебную специфику их в значительной мере определяет этимология этого слова. В одном из толковых словарей «коллоквиум» интерпретируется как «беседа преподавателя со студентами с целью выяснения и повышения их знаний».

Такой коллоквиум можно считать разновидностью практических занятий по какой-либо сводной, широкой теме. Если это итоговое занятие по узловой теме, то оно приобретает статус тематического повторения.

Подготавливая такое собеседование, преподаватель называет вопросы и рекомендует соответствующую литературу. Для ответа на каждый вопрос ведущий занятие называет фамилии отвечающих или предлагает изложить свой ответ желающими. Ответы на вопросы сначала дополняются и корректируются сокурсниками, а потом и самим преподавателем.

При этом преподаватель может оценивать своих младших собеседников словесно, рейтинговым баллом или традиционной отметкой. Вполне возможен в таких случаях и «поурочный балл», когда в конце занятия оценивается степень мыслительной активности студентов на протяжения всей беседы.

Несколько реже проводятся занятия, которые характеризуются другим значением слова «коллоквиум». Это значение определяется в словарях иностранных слов как «научное собрание, на котором обсуждаются доклады». В этом понимании коллоквиумы воспринимаются как вариант лабораторных или спецсеминарских занятий. И для этого варианта правомерны все рекомендации, которые давались по отношению к спецсеминарам и лабораторным занятиям.

М. Успенский



См. также:
Услуги интернет-агентств по разработке сайтов
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005