Методические материалы, статьи

Специальные формы занятий по дисциплинам лингвистического профиля. Часть 1.

К специальным, но в то же время распространенным видам (или циклам) вузовских занятий относятся спецкурсы и спецсеминары. Они проводятся по широким темам, имеющим прямое отношение к основному языковому циклу. В то же время эти темы определяет сам преподаватель в соответствии со своими лингвистическими интересами и профилем своей специализации.

Примеры спецкурсов: «Лингвистика текста», «Психолингвистика», «Теория и практика художественного перевода», «Сопоставительная лексикология и фразеология русского языка», «Функциональная грамматика русского языка» и др.

Методическая специфика спецкурсов и спецсеминаров связана с их назначением. Основная цель спецкурса — дать студентам научно обоснованную и аргументированную информацию по каждой подтеме курса. Поэтому доминирующая форма проведения занятий спецкурса — лекции, к которым предъявляются такие же требования, как и к лекциям основного курса. Но и в этом случае допустимо обращение к студентам с вопросами.

Отдельные практические занятия по спецкурсам обычно не предусматриваются. Однако преподаватель, если считает необходимым, может выделить на них учебное время.

Спецсеминары призваны приобщить студентов к самостоятельному изучению проблематики по одной из частных тем. Заключительным этапом этой работы обычно служат рефераты и доклады на занятиях спецсеминара.

По существу, такую форму работы можно считать мини-исследованием, которое является как бы первой ступенькой к курсовой и дипломной работе. Не случайно поэтому в ряде случаев студенты выбирают полюбившуюся им тему семинарского реферата для своего курсового или даже дипломного сочинения.

Первое занятие спецкурса и спецсеминара, как правило, является установочным. На нем преподаватель определяет цели и специфику работы по своему курсу.

По спецкурсу рекомендуется соответствующая литература. На установочном занятии спецсеминара распределяются темы рефератов и докладов. Хорошо, если инициативу при выборе индивидуальной тематики предоставить самим студентам. Хотя опыт проведения спецсеминаров показывает, что принцип добровольности нередко приходится корректировать.

Сделанные на занятиях спецсеминара доклады обычно обсуждаются. Преподаватель подводит итоги обсуждения и оценивает работу студента.

В заключение нужно отметить допустимость частичной интеграции спецкурса и спецсеминара, что в какой-то мере нивелирует различия между ними. Так, в рамках спецкурса можно предлагать отдельным студентам выступать с докладами по тематике спецкурса. В принципе такой доклад (или сообщение) будет моделировать лекцию преподавателя.

В то же время отдельные занятия спецсеминара по особо трудным и спорным проблемам возможно проводить в форме лекции преподавателя с элементами беседы. По усмотрению преподавателя лингвистической дисциплины, конечно, могут быть и другие варианты частичной интеграции спецкурса и спецсеминара.

К числу специальных можно отнести и такие формы занятий в высшей школе, как коллоквиум и дискуссия.

Они проводятся редко, по мере необходимости. Такие занятия могут быть самодостаточными или проводиться в рамках практических, лабораторных занятий и даже как разновидность занятий спецкурса или спецсеминара.

Во время дискуссии происходит «обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе, спор». В принципе аналогично определяется значение слова «диспут» как умение вести «публичный спор на научные, литературные и т. п. темы».

М. Успенский



См. также:
Услуги интернет-агентств по разработке сайтов
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005