Методические материалы, статьи

Современные технические средства обучения РКИ. Мультимедийные средства. Часть 2.

Учебное мультимедиа средство предназначено для индивидуального пользования или группового доступа. При предъявлении обучающемуся учебного материала в виде мультимедиа продукта взаимодействие между главными участниками учебного процесса опосредуется техническими средствами. При этом обучающемуся предъявляется оценка результатов обучения. Она бывает количественная — баллы, число правильно выполненных действий и др. — или качественная — словесное заключение, рекомендация и т. п.

По функциональному назначению выделяют следующие программные педагогические средства:

  • обучающие, обеспечивающие диалог с ПК для приобретения знаний, умений, навыков;
  • тренирующие, служащие для закрепления полученных знаний, умений, навыков;
  • контролирующие, использующиеся для определения уровня и качества знаний и для их корректировки;
  • игровые, которые могут сочетать в себе элементы обучающих, тренирующих и контролирующих, и считаются наиболее эффективными.

По способности адаптироваться программные педагогические средства бывают:

  • адаптивные, позволяющие менять способы изложения учебного материала в зависимости от скорости и степени его усвоения; такие программные педагогические средства предусматривают несколько вариантов вопросов и заданий («уровней»), которые автоматически выбираются компьютером в соответствии с ответами обучаемого;
  • частично адаптивные;
  • неадаптивные.

По лингвометодическому назначению существуют самые разнообразные программные педагогические средства, отражающие широчайший спектр аспектов обучения русскому языку как иностранному и направленные на обучение какому-либо виду речевой деятельности: фонетические, грамматические, словообразовательные, лексические, стилистические, лингвострановедческие и др.

По степени независимости выделяют программные педагогические средства:

  • локальные, связанные с тем или иным учебником, уроком, темой;
  • автономные, относительно самостоятельные;
  • для разных этапов обучения.

Педагогические программные средства являются компонентом системы средств обучения, поэтому для их создания, так же как и для создания средства обучения на традиционном бумажном носителе, прежде всего необходимо представить:

  • цели обучения;
  • систему коммуникативных потребностей и их приоритетность;
  • лингводидактическое содержание — объем языкового материала, принципы отбора грамматики и лексики и др.;
  • характер организации материала, т. е. его соотнесенность с программой, учебным планом, принятыми видами контроля;
  • страноведческое содержание.

Функции педагогического программного средства:

  • информирующая;
  • формирующая;
  • систематизирующая;
  • контролирующая;
  • мотивирующая.

Педагогическое программное средство должно также соответствовать дидактическим и методическим требованиям к учебному средству.

Такой методически обоснованный подход к созданию педагогического программного средства, когда в современных условиях их разработкой занимаются и профессиональные творческие коллективы и отдельные методисты, очень важен. Например, преподавателями СПбГУ создан мультимедийный курс по обучению русскому языку как иностранному, проект которого был представлен весной 2003 г. в СПбГУ на Международной научной конференции филологического факультета (секция « Лингводидактика»). Пособие содержит стандартные темы-сферы: «В университете», «Город», «Больница» и др. В каждой теме выделяются минимальные структурные единицы, равные уроку, — блоки. В рамках урока даются ситуации: деканат, занятия, библиотека, столовая и т. д. Каждая ситуация представлена в диалоге (аудиоряд, видеоряд, авторский мультфильм). Для работы с ситуацией предусмотрены: система упражнений, лексико-грамматический тренинг (упражнения), словник, комментарий.

Предлагаются упражнения:

  • языковые — вставить нужное слово вместо паузы;
  • условно-речевые — дается модель и пауза для ответа;
  • речевые ситуации — вопросы и паузы для ответа, потом правильный ответ;
  • коммуникативные — дается схема всего блока, предлагается выбрать определенное место блока, например диалоги; затем следует послушать реплику и во время паузы после реплики дать ответ.

    Т. Уша



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005