Методические материалы, статьи

Современные технические средства обучения РКИ. Аудиовидеосредства. Часть 1.

Обучение на базе образов — принципиально новый тип обучения. Для него характерно то, что информация передается в виде образов, а не в виде текста, который традиционно рассматривается в большинстве психологических теорий как основа обучения.

Обучение на базе образов радикально отличается об обучения на базе текста (печатного материала), поскольку такое обучение позволяет максимально сконцентрировать внимание обучаемых на предмете изучения. Образы воздействуют на людей в гораздо большей степени, чем текст: они непосредственно доступны всем, не требуют расшифровки, их легко имитировать, — поэтому обучение на основе образов непосредственно задает образцы поведения. Эмоциональное воздействие, которое оказывают образы, может быть дополнительной мотивацией обучения.

Аудиовидеосредства обучения основаны на интенсивных методах преподавания русского языка как иностранного и используются на всех этапах обучения. На начальном этапе они позволяют обучаемым познакомиться с основными учебно-разговорными моделями русской речи в стандартных социально-бытовых и социально-культурных ситуациях. На следующих этапах совершенствуются навыки восприятия устной речи носителей языка.

Современными средствами аудиовизуального воспроизведения — видеомагнитофон, VCD- и DVD-плеер.

Аудиовидеосредства обучения — это видеофонограммы на носителях разного вида: кинофильмы, видеофильмы, диафильмы со звуковым сопровождением. Для характеристики использования видеофонограмм в обучении русского языка как иностранного целесообразно предварительно разделить их на две группы: учебные и аутентичные. Учебные видеофонограммы — материалы, специально созданные в учебных целях. Аутентичные видеофонограммы— это документальные, художественные и мультипликационные фильмы и записи телевизионных передач.

Учебные материалы имеют определенного адресата (определенный контингент обучаемых) и созданы с учетом основных требований к учебному пособию. Использование таких материалов предусмотрено в тех аспектах обучения русскому языку как иностранному, для которых они создавались. Учебные материалы являются комплексными и включают, помимо учебной видеофонограммы, приложение — учебное пособие для обучаемого и методическое руководство для преподавателя. Видеофонограмма содержит не только игровой, сюжетный видеоряд, но и графические, текстовые эпизоды с паузами для чтения примеров, продолжения диалогов, повторения аудиоряда, выполнения упражнений по данному на экране образцу и др. В учебном пособии может даваться текстовая поддержка аудиоряда, приводиться необходимые грамматические конструкции, прилагаться словарь. Работа с этими материалами происходит в том порядке и так, как это определяется учебным пособием.

Видеокурс «Необыкновенный Ибикус в Санкт-Петербурге» (авторы И. Гончар, Е. Юрков, издан в 1992 г. издательством Сеанс-пресс Лтд.) включает авторский игровой видеофильм и приложении на 144 страницах с иллюстрациями. Фильм состоит из шести частей, делящихся на эпизоды. Приложение отражает структуру фильма и предлагает основные учебно-разговорные модели русской речи в стандартных социально-бытовых и социально-культурных ситуациях, а также разнообразные задания на усвоение и закрепление лексического и грамматического материала. Видеоряд представлен игровыми эпизодами и текстово-графическими вставками с паузами для повторения обучаемыми услышанных слов и конструкций, продолжения диалогов и т. д.

Аутентичные материалы изначально не имеют адресата среди изучающих русский язык. В них отсутствуют текстовая поддержка — запись фонограммы, а также какие-либо материалы для обучаемого и преподавателя. Однако аутентичные материалы имеют и несомненно достоинства. Во-первых, знакомят иностранцев с неадаптированной речью носителей языка (со всеми ее возможными отклонениями от нормативной речи). Во-вторых, обладают мощным культурологическим потенциалом. В-третьих, имеют большую художественно-эстетическую ценность (при правильном отборе). Поэтому, несмотря на сложность в предъявлении и восприятии таких материалов, они весьма популярны и среди преподавателей русского языка как иностранного, и среди иностранных студентов. Аутентичные материалы используют:

  • при обучении различным аспектам русского языка как иностранного в качестве вспомогательного средства:
  • в рамках самостоятельного аспекта «Аудиовизуальный курс».

    Т. Уша

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005