Современные технические средства обучения РКИ. Аудиосредства.
Под аудиосредствами понимают фонограмму — магнитозапись, грамзапись, радиопередачу.
Аудирование лежит в основе обучения и слушанию и говорению, поэтому для обучения этим видам речевой деятельности применяются аудиосредства.
Аудирование используется на всех этапах обучения русскому языку как иностранному: вначале — для формирования и закрепления навыков слушания и говорения, затем — для корректировки.
Для воспроизведения фонограмм необходим звуковоспроизводящий аппарат или система соответствующей аппаратуры — лингафон. Первые лингафонные устройства появились более 50 лет назад. Помимо средств аудиовоспроизведения — магнитофона, проигрывателя, радиоприемника, — в состав лингафонного оборудования входят и средства визуальной (оптической) проекции — диапроектор, эпидиаскоп, кинопроектор, лазерный проектор.
Лингафонные устройства бывают аудиопассивные и аудиоактивные. Аудиопассивные устройства имеют целью предоставить обучаемым возможность прослушивать фонограммы, подаваемые с магнитофонов, установленных на преподавательском пульте; при этом сами студенты ничего не говорят. Рабочие места аудиопассивного устройства оборудуются головными телефонами, для изоляции от посторонних звуков (шумов) и регуляторами громкости. Аудиоактивные устройства, в отличие от аудиопассивных, дают возможность не только прослушивать фонограммы, но и тренироваться в говорении. Они позволяют обучаемым записывать свою речь на магнитофон, а затем прослушивать эту запись и сравнивать ее с образцовой.
Число рабочих мест в лингафонном кабинете определяется задачами обучения и условиями учебного заведения, так чтобы все обучаемые могли работать одновременно.
Аудиосредства в своей основе имеют фонограмму — запись звучащей речи на магнитном или другом носителе. Такая запись осуществляется с соблюдением методических принципов обучения аудированию и говорению. Однако для формирования навыков слушания и говорения одной фонограммы недостаточно. Как правило, ее дополняют текстовые зрительные средства, образуя тем самым единый комплекс. Работа с материалами комплекса заключается, прежде всего, в прослушивании текста, тематика, лексическое и грамматическое наполнение которого обусловлены особенностями уровня и профиля обучения, а также спецификой контингента. Паузы фонограммы дают обучаемому возможность повторять услышанное, а затем проверять себя, сравнивая свой ответ с образцом. Учебное пособие содержит различные упражнения и задания, связанные с фонограммой.
Современные аудиокомплексы рассчитаны как на аудиторную, так и на самостоятельную работу иностранцев. Они также содержат учебники с приложением аудиокассеты или компакт-диска.
Аудиокомплекс «Русскийязык по-новому»(автор М. П. Аксенова, издан в 2000 г.) включает учебник в трех частях с приложением аудиокассет. Этот аудиокомплекс представляет собой систематический курс русского языка (начальный и основной).
Аудиокомплекс «Поговорим?: Учебное пособие для продвинутого этапа обучения русскому языку как иностранному», (авторы Е. Е. Юрков и Т. И. Попова, издан в 2000 г.) включает учебник объемом 160 страниц и две аудиокассеты по 60 минут. Цель аудиокомплекса — развитие навыков аудирования и говорения в социально-культурной и официально-деловой сферах, расширение лингвокультурологической компетенции учащихся. Учебник содержит 12 уроков с иллюстрациями, рассчитанных на 100 аудиторных часов. Прилагается англо-русский поурочный словарь. На аудиокассетах записаны диалоги в типичных ситуациях общения и образцы монологической речи. Рекомендовано для подготовки к сдаче ТРКИ-2 (аудирование, говорение).
Аудиокомплекс «Поехали! Русский язык для взрослых: Базовый курс» (автор С. И. Чернышов, издан в 2001 г.) состоит из учебника в двух частях (280 е.), двух аудиокассет по 74 минуты и двух CD по 74 минуты. Комплекс адресован начинающим изучать русский язык. Часть I рассчитана на 80-120 часов и обеспечивает быстрое усвоение материала в объеме базового уровня. Часть II также рассчитана на 80-120 часов и готовит к сдаче теста общего владения первого уровня. В учебнике удачно совмещены грамматический и коммуникативный подходы. Словарь включает перевод на английский, немецкий и французский языки.