Современные технические средства обучения РКИ.
По средствам обучения понимается комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется обучение языку. В методике традиционно выделяют средства обучения: для преподавателя, для обучаемых, аудиовизуальные, технические.
Эти группы по своему содержанию нерядололожены: средства обучения для преподавателя и средства обучения для обучаемого могут быть как на традиционном, бумажном носителе информации, так и в виде аудиовизуального средства. Технические же средства обучения вообще соотносятся с первыми тремя средствами как способ предъявления и содержание.
Кроме традиционной, существует классификация, в основе которой — разделение средств обучения по способу предъявления учебного и методического материала:
- на традиционном бумажном носителе;
- аудиовизуальные.
К средствам обучения на традиционном бумажном или заменяющем его, например пленочном, носителе относятся зрительные средства обучения (видеограмма) — печатный текст, иллюстрации (рисунки, фотографии), диапозитивы, диафильмы, немые кинофильмы.
К аудиовизуальным средствам обучения относятся:
- аудиосредства (фонограмма) — магнитозапись, грамзапись, радиопередача;
- аудиовидеосредства (видеофонограммы) — кинофильмы, видеофильмы, диафильмы со звуковым сопровождением;
- мультимедийные средства.
Аудиовизуальные средства обучения бывают учебными, содержащими методически обработанный материал, специально предназначенный для использования в обучении русскому языку как иностранному, и неучебными, специально для обучения не предназначенными.
И средства обучения на традиционном носителе, и аудиовизуальные средства нуждаются (в разной степени) в соответствующих технических средствах обучения. К ним относятся средства:
- записи звука и изображения — магнитофон, видеомагнитофон, кинокамера, видеокамера, цифровая фотокамера;
- визуальной (оптической) проекции — диапроектор, эпидиаскоп, кинопроектор, лазерный проектор;
- аудиовоспроизведения — магнитофон, проигрыватель, радиоприемник;
- аудиовизуального воспроизведения — видеомагнитофон, VCD- и DVD-плеер, персональный компьютер.
И средства обучения на традиционном носителе, и аудиовизуальные средства могут иметь в качестве адресата как преподавателя, так и обучаемого. И те и другие средства обучения могут объединяться в комплекс, предназначенный для работы с определенным контингентом. Традиционно типовой учебный комплекс включал, как минимум, три основных компонента — учебник для обучаемого, учебное пособие для преподавателя (на традиционном носителе) и лингафонное приложение (аудиовидеосредство или, точнее, аудиосредство), а также мог содержать и другие различные компоненты, конкретизирующие и дополняющие основные. С распространением в образовательной сфере персональных компьютеров (ПК) стало возможным предъявлять все три основных компонента типового учебного комплекса в виде мультимедийного продукта, записанного на компакт-диск (CD). Это не исключает сочетания в комплексе мультимедийных аудиовидеосредств и средств на традиционном носителе.
Благодаря использованию коммуникационных технологий все средства обучения могут активно размещаться в едином информационном пространстве, что расширяет их возможности в обучении русскому языку как иностранному.