Методические материалы, статьи

Современные технические средства обучения РКИ.

По средствам обучения понимается комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется обучение языку. В методике традиционно выделяют средства обучения: для преподавателя, для обучаемых, аудиовизуальные, технические.

Эти группы по своему содержанию нерядололожены: средства обучения для преподавателя и средства обучения для обучаемого могут быть как на традиционном, бумажном носителе информации, так и в виде аудиовизуального средства. Технические же средства обучения вообще соотносятся с первыми тремя средствами как способ предъявления и содержание.

Кроме традиционной, существует классификация, в основе которой — разделение средств обучения по способу предъявления учебного и методического материала:

  • на традиционном бумажном носителе;
  • аудиовизуальные.

К средствам обучения на традиционном бумажном или заменяющем его, например пленочном, носителе относятся зрительные средства обучения (видеограмма) — печатный текст, иллюстрации (рисунки, фотографии), диапозитивы, диафильмы, немые кинофильмы.

К аудиовизуальным средствам обучения относятся:

  • аудиосредства (фонограмма) — магнитозапись, грамзапись, радиопередача;
  • аудиовидеосредства (видеофонограммы) — кинофильмы, видеофильмы, диафильмы со звуковым сопровождением;
  • мультимедийные средства.

Аудиовизуальные средства обучения бывают учебными, содержащими методически обработанный материал, специально предназначенный для использования в обучении русскому языку как иностранному, и неучебными, специально для обучения не предназначенными.

И средства обучения на традиционном носителе, и аудиовизуальные средства нуждаются (в разной степени) в соответствующих технических средствах обучения. К ним относятся средства:

  • записи звука и изображения — магнитофон, видеомагнитофон, кинокамера, видеокамера, цифровая фотокамера;
  • визуальной (оптической) проекции — диапроектор, эпидиаскоп, кинопроектор, лазерный проектор;
  • аудиовоспроизведения — магнитофон, проигрыватель, радиоприемник;
  • аудиовизуального воспроизведения — видеомагнитофон, VCD- и DVD-плеер, персональный компьютер.

И средства обучения на традиционном носителе, и аудиовизуальные средства могут иметь в качестве адресата как преподавателя, так и обучаемого. И те и другие средства обучения могут объединяться в комплекс, предназначенный для работы с определенным контингентом. Традиционно типовой учебный комплекс включал, как минимум, три основных компонента — учебник для обучаемого, учебное пособие для преподавателя (на традиционном носителе) и лингафонное приложение (аудиовидеосредство или, точнее, аудиосредство), а также мог содержать и другие различные компоненты, конкретизирующие и дополняющие основные. С распространением в образовательной сфере персональных компьютеров (ПК) стало возможным предъявлять все три основных компонента типового учебного комплекса в виде мультимедийного продукта, записанного на компакт-диск (CD). Это не исключает сочетания в комплексе мультимедийных аудиовидеосредств и средств на традиционном носителе.

Благодаря использованию коммуникационных технологий все средства обучения могут активно размещаться в едином информационном пространстве, что расширяет их возможности в обучении русскому языку как иностранному.

Т. Уша

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005