Методические материалы, статьи

Современный этап развития методики обучения географии.

В связи с существенными преобразованиями в общественной жизни происходят большие изменения в системе школьного образования. Обучение детей в настоящее время осуществляется в различных видах школ: общеобразовательных, гимназиях и лицеях. Сохранились учреждения начального и среднего профессионального образования. Происходят важные процессы, связанные с разработкой стандартов образования. Методистами и учеными-географами разрабатываются новые концепции школьного географического образования, а также примерные программы базового географического образования и профильные программы для профильного обучения. Такая работа активно проводится на географических факультетах Московского педагогического государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Нижегородского государственного педагогического университета им. М. Горького, в институте общего образования РАО и других организациях.

В число проблем, решение которых должно привести к повышению эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения, следует отнести следующие:

1. Проблема разработки структуры и содержания школьного географического образования в связи с необходимостью его стандартизации.

2. Повышение роли географии в трудовом воспитании и формировании диалектико-материалистического мировоззрения учащихся школ.

3. Разработка и внедрение новых технологий обучения географии.

4. Разработка проблем формирования у школьников опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

5. Проблема модернизации классно-урочной системы и форм организации обучения на уроках географии.

Остановимся более подробно на наиболее важных из названных проблем.

Проблема первая — разработка структуры и содержания стандарта школьного географического образования. В 1993 г. группой авторов был разработан Временный образовательный стандарт «Земля». В 2003 г. был принят проект стандарта основного общего образования по географии.

Авторы этого проекта отмечают, что изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний;
  • ознакомление с методами познания географической среды;
  • овладение умениями применять географические знания в практической деятельности.

При определении структуры и содержания школьного географического образования необходимо приведение его в соответствие с современным уровнем географической науки. До недавнего времени география преимущественно имела описательный и объяснительный характер. В настоящее время интенсивно развиваются новые направления, основанные на системном подходе. И частности, в физической географии изучаются природные комплексы в виде систем и не только объясняются, но и прогнозируются географические процессы, решается важная задача современности — воспроизводство природных ресурсов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Вопросы охраны и воспроизводства природных ресурсов становятся частью народного хозяйственного плана наравне со всеми другими средствами производства. Эта огромная народнохозяйственная задача получила отражение в школьном курсе географии.

Применение теории вероятности и моделирования позволяет учитывать многообразие взаимосвязей, возникающих во взаимодействии природы и человеческого общества. Прогнозирование дальнейших изменений природной среды и ее воспроизводства осуществляется путем построения моделей прогнозируемых систем. При определении структуры и содержания школьного географического образования необходимо приведение его в соответствие с современным уровнем географической науки. Без этого невозможно управление природно-техническими комплексами, создаваемыми в результате деятельности человека.

Проблема вторая — повышение роли школьной географии в трудовом воспитании и в формировании диалектико-материалистического мировоззрения. Время беспрецедентного экономического роста и впечатляющих технических новаций, стремительной урбанизации, ненасытного потребления природных ресурсов требует глубокого понимания экологических и социальных систем, участвующих в этих процессах. Людям, принимающим решения в области финансовой политики страны, необходимы знания о состоянии ее экономической системы.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005