Методические материалы, статьи

Социолингвистические основы обучения РКИ. Часть 4.

В соответствии с типами ролевых отношений все ситуации общения подразделяются на симметричные и асимметричные. Симметричные — ситуации с соотношениями ролей по третьему типу, асимметричные — ситуации с соотношениями ролей по первому и второму типам.

Выбор тактики речевого поведения во многом зависит от социально-психологических характеристик коммуникантов, а также от ситуации общения. Роли обусловливают речевые стереотипы поведения, дают возможность программировать высказывание. Некоторые роли позволяют программировать вид речи. Профессиональные роли нередко связаны с диалогом — врач и больной, продавец и покупатель, милиционер и нарушитель и др. Диалог бывает диктальным и модальным. Диктальный характер носят диалоги между старшим и младшим по возрасту, между более информированным и менее информированным человеком.

Профессиональные роли задают программу монолога — экскурсовод, спортивный комментатор, критик. Ролевой репертуар личности оказывает влияние на выбор функционально-смыслового типа речи. Например, для адвоката, ученого предпочтительным оказывается рассуждение, для комментатора — описание с элементами повествования.

Социальные роли накладывают ограничения на выбор содержательной программы высказывания, с которой неразрывно связана его языковая форма: лексический состав, словообразовательные средства. Так, для диалогов между парикмахером и клиентом, тренером и спортсменом, врачом и медсестрой будет характерен свой набор лексических единиц. В женской речи частотным является использование уменьшительно-ласкательных суффиксов: Доченька, положи куколку, пойдем, баиньки. Те же суффиксы употребляются в асимметричных ситуациях общения как показатель зависимой позиции говорящего: Двести грамм колбаски, нарежьте, пожалуйста. Или: Будьте любезны, передайте на талончики.

Некоторые роли имеют конкретный грамматический материал. Так, для приезжего, гуляющего по незнакомому городу, характерно использование вопросительных предложений, для милиционера — побудительных конструкций; для мечтателя — будущее время глагола, хвастуна — сравнительная и превосходная степени прилагательного.

Психологические роли, обозначенные собственными именами, требуют от преподавателя работы по анализу текста с тем, чтобы, осознав логику поступков персонажа, учащиеся могли смоделировать его речевое поведение. Социальные роли во многом определяют как тематическую лексику, так и грамматический материал при построении высказывания, задают программу речевого поведения.

Различные тактики речевого поведения составляют основу ролевого репертуара личности. Выделяют восемь семантических долей, которые реализуются через различные речевые тактики, например: «Не преувеличивай беды. / Русские люди стараются внушить пострадавшему, что беда не так велика, показать ему истинные размеры несчастья, причем иногда даже с тенденцией к преуменьшению. Говорят: Велико дело! / Не велика беда! / Что за горе! / Это ли горе! / Это еще полбеды / Не так страшен черт, как его малюют / Это горюшко, не горе! Горе будет впереди!»

В речевом общении человек иногда преуменьшает затраты энергии адресата. Помогите мне немножко, пожалуйста (в вагоне с просьбой поднять чемодан наверх). В ситуации, когда человек обращается за советом, он нередко апеллирует к опыту собеседника: У Вас больше опыта! У Вас такой опыт! Это примеры тактики социальных поглаживаний.

Студентам-иностранцам можно предложить, например, такое задание, предусматривающее выбор тактики речевого поведения в зависимости от ситуации, возраста, социального статуса адресата.

Обратитесь к: 1) маленькой девочке, дочери ваших друзей, которую зовут Ольга, и подарите ей шоколадку; 2) вашей хорошей русской подруге, которую зовут Екатерина и которую вы хотите утешить, когда она расстроена; 3) вашей знакомой по имени Анна и скажите ей, что ее маленький сын по имени Иван очень симпатичный; 4) вашему другу, которого зовут Владимир, и скажите, что вы очень по нему скучали.

И. Лысакова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005