Методические материалы, статьи

Социолингвистические основы обучения РКИ. Часть 3.

Под социальной ролью понимается «нормативно одобренный общественный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную социальную позицию». Человек, занимая в обществе несколько позиций, соответственно проигрывает несколько ролей — национальную, половую, возрастную, профессиональную. Любая социально значимая деятельность личности выполняется по ролевым предписаниям. Индивид, осуществляющий ту или иную деятельность, занимает в обществе определенную социальную позицию (социальный статус), обладая которой он должен реализовать ролевую деятельность, характерно именно для данной позиции. Ролевая деятельность обусловлена ролевыми предписаниями и постоянно контролируется обществом, социальной группой, личностью, контактирующей с носителем роли.

Социальные психологи подчеркивают, что в поведении человека есть нечто заданное, стандартизованное, делающее человека актером. Это накладывает отпечаток на его речевую деятельность, личностный же аспект коммуникации обеспечивает личностную окраску исполнения социальной роли. Социальная роль позволяет человеку реализовать свои творческие способности и индивидуальность.

Выделяют три группы социальных ролей: ситуационные, позиционные, статусные. Признаками статусных ролей являются пол, возраст, образование, национальность, профессия носителей, а позиционных ролей — занимаемая ими должность, семейное положение. Именно по этим признакам осуществляется идентификация собеседника.

Статусные роли относятся к числу наследуемых ролей, которые человек получает либо с рождения — половая, расовая, этническая, роль гражданина определенного государства, — либо на каком-то этапе жизни, например возрастные роли. Для проигрывания таких ролей не требуется занимать соответствующую социальную позицию, это беспозиционные роли. «Особое значение имеют половая и возрастная статусные роли. Во всех обществах с половой и возрастной ролями связано разделение труда».

Позиционные роли определяются достаточно устойчивым место в социальной системе, занимаемой личностью. Позиционные роли отличаются тем, что не являются прирожденными и могут неоднократно меняться в течение жизни. Наиболее значительную группу позиционных ролей составляют профессиональные роли.

Ситуационные роли образуют группу социальных ролей, которые используются для описания поведения, определенного эпизодическим видом деятельности. Например, врач в разные моменты выполняет роли покупателя, клиента, гостя и др. Исполнение ситуационной роли во многом обусловливается ролями статусными и позиционными. Так, человек по-разному будет исполнять роль гостя в зависимости от того', каков его возраст, образование, пол и т. д.

Ситуационные роли подразделяют на специфические и личностные. Первые определены внешними условиями: пассажир, покупатель и др.; вторые — ценностными ориентациями личности: друг, враг, отзывчивый человек и др.

Межличностная позиция определяется тем местом, которое человек занимает в системе межличностных отношений. В процессе взаимодействия люди оценивают друг друга, так как совершенно неправдоподобно, чтобы двое или больше людей могли взаимодействовать, оставаясь безразличными друг к другу. То, как человек реагирует на людей, связанных с ним, образует, по мнению психолога, вторую систему прав и обязанностей.

Существуют и другие классификации социальных ролей. Выделяют роли:

  • Более или менее устойчивые и эпизодические.
  • Неразрывно между собой связанные (парные) — учитель — ученики не связанные (единичные) — учитель — член спортивной команды.
  • Реальные и воображаемые (роль, о которой человек мечтает и которую ему в жизни не удалось сыграть).
  • Индивидуальные (персональные) или коллективные (групповые).

    И. Лысенкова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005