Социолингвистические основы обучения РКИ. Часть 1.
Социолингвистика — междисциплинарное направление в языкознании, которое изучает причинные связи языка и общества и развивается на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии. В предметную область социолингвистики входят вопросы:
- социологические — языковая политика в многонациональном государстве, статус государственного языка, цензура в средствах массовой информации и др.;
- функционально-стилистические — распределение речевых вариантов в системе коммуникации в зависимости от сферы общения, социального статуса коммуникантов, ситуации и канала общения.
При социолингвистическом подходе к языковым фактам и к проблеме языковой нормы определяющим является положение о социальной дифференциации языка. Она обусловлена отражением в языке социальной дифференциации общества и влиянием на речевое поведение индивида таких социальных факторов, как социальное положение (статус), мировоззрение, возраст, образование, род занятий, место жительства, пол, канал коммуникации, обстановка, тема, форма, цель, характер общения — официальный, неофициальный.
Истоки социолингвистики — в трудах античных мыслителей (Аристотель), в работах В. Гумбольдта, А. Мейе, Ж. Вандриеса, Ш. Балли. В отечественном языкознании это труды М. В. Ломоносова, Ф. И. Буслаева, И. И. Срезневского. А. А. Потебни, И. А. Бодуэна де Куртенэ, Е. Д. Поливанова, A. M. Селищева, В. В. Виноградова, Л. B. Щербы, Б. А. Ларина.
Долгое забвение социолингвистики было вызвано социально-политическими причинами, которые сформировали «новояз» (Дж. Оруэлл) и утвердили монополизм в мышлении и в речевой норме. «Канцелярит» (К. Чуковский) стал главным речевым стилем русского языка в 30-70-е годы XX столетия. Это обстоятельство имеет самое непосредственное отношение к преподаванию русского языка как иностранного. «... Приемы обучения иностранным языка, его методика, зависят в той или другой мере от состояния и структуры общества в данный момент времени... Речь идет, конечно,... о принципах этого обучения и о его системах в целом, внутри которых и возникают всякие "методы" или "методы"».
Исследования содержания и композиции учебных пособий по русскому языку как иностранному, изданных в СССР 70-е и 80-е годы XX в. показывают, как зависимы учебный текст и стратегия педагогического общения от социально-политических условий в стране изучаемого языка. Сравнение учебников русского языка как иностранного с учебниками английского языка как иностранного, немецкого языка как иностранного и др. подтверждает это наблюдение. Изменившаяся в 90-е годы политическая ситуация в России привела к открытости общества и создала предпосылки для обогащения методики преподавания русского языка как иностранного достижения методистов из стран Западной Европы и США.
В соответствии с природой языка как средства общения (коммуникативная функция) и содержания понятия языковая компетенция, владение языком социолингвистическое знание считается одной из базовых составляющих методической теории преподавания иностранного языка. Языковая компетенция включает компетенцию коммуникативную, так как естественная коммуникация всегда строится с учетом структуры языка общения и комплекса экстралингвистических факторов.
В методике преподавания иностранных языков, в том числе русского языка как иностранного, наметились тенденции к усилению социолингвистической направленности в обучении.