Методические материалы, статьи

Составление киносценария, видеоклипа. Часть 2.

  • В группу, снимающую фильм, обязательно входят художник и осветитель. Как вы думаете, чем они занимаются? Художник создает декорации, костюмы героев, помогает выбрать место для натурных съемок. Осветитель устанавливает нужное освещение. Выбор цвето-светового решения кадра позволяет создать настроение, дать характеристику персонажа.
  • В сьемке фильма участвует звукооператор. Чем он занимается? Почему фильм сначала снимают, а потом озвучивают? Звук — тоже выразительное средство. В театре зритель слышит не только слова актеров, но и все, что происходит в зале: шум шагов, звук падающего предмета. Кинозритель слышит только те звуки, которые записаны на пленку в момент озвучивания. Поэтому каждый звук в кино неслучаен. Слова актеров, шум моря, пение птиц, внезапная тишина, музыка — все это служит созданию образа в кино.
  • Кино снимают отдельными кадрами, а как же потом делают из них фильм? Кадры монтируют — раньше куски пленки просто резали ножницами и склеивали, теперь монтируют на компьютере. Монтаж — тоже выразительное средство кино. В каком порядке склеить кадры, как показывать действие, происходящее в разных местах: последовательно или параллельно — все это решает режиссер. Когда много людей делают общее дело, они должны уметь договариваться. Режиссер — главный создатель фильма, он рассказывает остальным членам группы о своем замысле, он принимает окончательное решение, но в осуществлении этого замысла участвуют все, кого мы назвали, и еще много людей других профессий, о которых вы узнаете позже. А сейчас, ознакомившись с языком кино, мы можем начать придумывать свой фильм.

Организуя беседу, учитель должен опираться на опыт учеников, реагировать на их ответы и замечания, выслушивать мнения. Беседа может быть подкреплена наглядным материалом — демонстрацией кадров знакомого детям фильма, записью терминов, относящихся к языку киноискусства. Можно использовать «практическую» наглядность — предложить одним детям встать на стул, а другим присесть и посмотреть друг на друга, погасить свет или осветить предмет фонариком и понаблюдать, как меняется наше впечатление от него и т.д. Важно, чтобы дети не просто усвоили термины, а поняли функцию каждого из названных средств.

Несмотря на то, что прием называется «создание киносценария», сценария в собственном смысле этого слова ученики начальной школы не создают. Работа ученика состоит в том, чтобы выделить в тексте часть, соответствующую кадру, а для этого надо увидеть этот кадр в своем воображении. Затем идет конкретизация возникшего образа, поиск адекватных средств перевода литературного текста на язык кино. В произведении выделяются значимые детали, определяется их функция, идет поиск кинематографических средств, которые могут создать нужное впечатление у зрителя. Для того чтобы дети легко ориентировались в новых для себя терминах, связанных с киноискусством, можно начертить на доске справочную таблицу), к которой учитель будет обращаться по мере необходимости. Иногда бывает достаточно движения руки в сторону одной из граф, чтобы мысль ребенка заработала.

Работа по созданию видеоклипа требует пристального внимания к слову, она все время должна сопровождаться чтением. Доля самостоятельности детей в ходе урока нарастает. К концу можно предложить им самостоятельно придумать решение кадра и «защитить» свой замысел. Работа по созданию видеоклипа требует особого эмоционального напряжения, творческой атмосферы, активности и большой затраты времени, поэтому часто использовать этот прием нерационально. Он уместен, когда требуется пробудить воображение детей, когда логический анализ должен отступить на второй план, а на первый выходит эмоциональное переживание художественной идеи.

М. Воюшина



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005