Сопоставительный анализ произведений разных видов. Приемы работы с познавательной книгой. Часть 2.
Различить художественный рассказ и статью в энциклопедии достаточно просто, сложнее распределить «пограничные» виды. Помочь детям можно вопросами, которые целесообразно задавать, сравнивая произведения попарно.
Художественный и научно-художественный рассказ.
- Что главное для Р. П. Погодина в рассказе «Жаба» — рассказать о самой жабе или об отношении к ней Коли? Что главное для М. М. Пришвина в рассказе «Лягушонок» — рассказать о событиях своей жизни или о лягушонке? Какие герои действуют в рассказах Р. П. Погодина и М. М. Пришвина? В каком из этих произведений отношения между людьми выходят на первый план? Над чем вы задумались, прочитав рассказ Р. П. Погодина? Какие размышления вызвал рассказ М. М. Пришвина? Какой рассказ в большей степени расширил ваши знания о природе, а какой — о человеческих отношениях?
Научно-художественный и научно-познавательный рассказ.
- Сравним теперь рассказ М. М. Пришвина «Лягушонок» с рассказом Ю. Д. Дмитриева «Жаба». Как строится повествование: знаете ли вы, кто рассказывает о жабе у Ю. Д. Дмитриева? А у М. М. Пришвина? Есть ли в рассказе Ю. Д. Дмитриева персонажи? Описаны ли в нем какие-нибудь события? Что вы узнаете из рассказа Ю. Д. Дмитриева о жабе? А об авторе вы что-то узнали? Можно ли узнать что-нибудь об авторе из рассказа М. М. Пришвина? В каком рассказе речь идет о конкретном животном, а в каком говорится о том, что свойственно всем животным этого вида? Какой же из этих рассказов тяготеет к художественной литературе, а какой — к научной?
Научно-познавательный рассказ и справочная статья.
У нас остался еще один текст, который называется «Жаба». А указан ли автор этого текста? Почему не указан? Прочитайте текст внимательно — что мы можем сказать о его авторе? Сравните сведения о жабе, которые вы получили из каждого текста. Где сведения самые полные и систематизированные (т.е. последовательно рассказывающие о внешнем виде, размерах животных, среде их обитания, питании)? Как вы думаете, какой из текстов надо поместить в справочное издание — энциклопедию? А можно ли поместить в энциклопедию рассказ Ю. Д. Дмитриева? Чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание на речь и композицию рассказа. С какой фразы он начинается? («Жабу не любят.») Может ли энциклопедическая статья начинаться не с описания животного, а с выражения отношения к нему? А как заканчивается рассказ Ю. Д. Дмитриева? («Правда, она очень некрасива, но ведь друзей любят не за красоту. Верно?») Как вы считаете, статья в энциклопедии может заканчиваться вопросом, который предлагает читателям согласиться или не согласиться с научными сведениями, помещенными там?
На этапе обобщения важно собрать воедино все сведения о специфике каждого вида детской литературы и сообщить, что в книгах принято указывать вид и жанр произведения. Закончить урок целесообразно вопросом — зачем читателю знать, к какому виду литературы относится то или иное произведение? Предложите детям поразмышлять над этим вопросом дома и выполнить практическое задание по поиску информации на определенную тему. Эту тему можно связать с изучаемым по другим предметам материалом: это могут быть биографические сведения о композиторе, художнике; материалы об истории города и т.д. Важно, чтобы дети задумались о том, что читатель обращается к литературным произведениям разных видов с разными целями, поняли, в произведениях какого вида и жанра они могут найти нужную информацию.