Методические материалы, статьи

Содержание курса современного русского языка в педагогическом вузе. Часть 3.

В фундаментальном пособии по методике преподавания русского языка как родного также называются принципы отбора программного материала по русскому языку, адресованные методистам и учителям русского языка. Это критерии (принципы): мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, исторический и др.

По отношению к курсу современного русского языка в высшей школе такое дробление исходных принципов минимизации вряд ли целесообразно.

Органическая связь лингвистической и языковой компетенции в различных соотношениях требует здесь отбора соответствующих сведений о русском языке, которые характеризуют особенности его системы, а при сопоставлении с другими языками системную специфику этих языков. И по существу, почти все принципы отбора языкового материала, которые названы в «методике» под ред. М. Т. Баранова, могут рассматриваться как модификации принципа системности. Конечно, правомерно, например, считать основным для определения содержания программ по исторической грамматике русского языка исторический принцип (критерий). Но его также можно считать системным, поскольку он декларирует особенности системы русского языка в диахронистическом плане.

Что касается других «содержательных» принципов, перечисленных в названном пособии, то они либо для условий высшей школы неприемлемы (практический критерий), либо значительно менее масштабны и менее существенны (эстетический критерий), либо их можно считать модификацией системного принципа (исторический критерий).

Называя основные принципы минимизации лингвистических и языковых понятий для основного лингвистического курса, нельзя не отметить их функциональной значимости.

В одних случаях она представлена имплицитно как потенциальная возможность определенного выхода в речь (прежде всего при указании на обобщенную семантику единиц языка), в других — функции единиц называются. Сюда относится вся информация об употреблении аспектных единиц языка и прямые указания на их функции («Типовые значения двусоставных предложений... их синтаксическая функция»).

Все это позволяет считать основой минимизации языкового материала по курсу современного русского языка системно-функциональный принцип (критерий).

Однако он определяет только содержание, но не в полной мере объем отобранных лингвистических и языковых понятий. Для этого необходимо руководствоваться другим, корректирующим, критерием. Им является принцип методической целесообразности минимизации. В соответствии с ним при составлении программ по дисциплинам современного русского языка учитываются существенные условия и другие определяющие параметры учебного курса: целевые установки, профессиональная направленность, определенное в учебном плане количество часов и др.

Перечислим те знания и умения, которые будущие учителя русского языка получают на занятиях по современному русскому языку. При этом нужно оговориться, что относясь к содержанию курса, они в то же время указывают на те частные цели (задачи), которые конкретизируют общую цель учебного курса.

Как же ответить на вопрос: «Чему учить студентов-русистов на занятиях по современному русскому языку?»

  • Понимать и уметь обосновывать по каждому аспекту русского языка особенности его системы в соотнесении с другими языками.
  • Осмысливать логику определения лингвистических понятий, закономерностей развития языка и функционирования его в речевом общении.
  • Уметь определять и объяснять выбор оснований для различного классифицирования явлений русского языка.
  • Знать закономерные связи между уровнями русского языка (фонетикой и морфологией, морфологией и словообразованием, морфологией и синтаксисом, морфологией и орфографией и др.).
  • Понимать характер связи между содержанием и формой в языке, между семантикой и средствами ее выражения.
  • Уметь объяснять и обосновывать разные точки зрения лингвистов на различные явления русского языка.

А для студентов, которые готовятся стать учителями русского языка в средней школе, еще необходимо знать существенные различия между программами по русскому языку в средней и высшей школе.

Формируя все эти знания и умения, преподаватель-русист одновременно стремится к сознательному усвоению языкового материала у студентов, осуществляет решение основных задач преподавания русского языка в высшей школе и содействует формированию у студентов лингвистического мышления.

М. Успенский



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005