Содержание и организация работы над синтаксическими понятиями. Часть 7.
Анализируя грамматическую основу разных предложений, младшие школьники знакомятся практически и со сложным предложением — синтаксической конструкцией, состоящей из нескольких частей, построенных по модели простого предложения и представляющих собой тесное грамматическое и смысловое единство.
Прочитаем предложение, выделим грамматические основы:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
(А. Пушкин)
Предложение состоит из четырех частей, потому что можно выделить четыре грамматические основы: звезды блещут, волны хлещут, туча идет, бочка плывет. Автор использует такую синтаксическую конструкцию для передачи параллельно происходящих действий. Смысловое единство подчеркивается тем, что в первой и третьей частях предложения речь идет о пространстве неба, а во второй и в четвертой — о пространстве моря. В таком построении предложения проявляется замысел автора передать идею связи земного и небесного (божественного, природного и человеческого).
В связи с тем что уже на начальном этапе обучения ставится задача развития речевых способностей школьников, возникает необходимость познакомить детей с особенностями такой единицы языка, как текст, научить их понимать законы построения текста.
Рассмотрим этапы подготовки учителя к уроку по теме «Что такое текст?».
1. Сначала мы вспоминаем определение текста, в чем его особенность как лингвистической единицы. Текст — это речевое произведение, сочетание предложений, объединенных общей темой, связанных между собой по смыслу и грамматически. Основными признаками текста являются связность и цельность. Связность (или смысловое единство частей текста) обеспечивается темой и микротемами. Тема текста — это тот предмет или явление, о котором говорится в тексте. Цельность логикой изложения, выраженной четкой структурой (композицией) текста. Другими словами, для нашего урока потребуется текст, в котором можно будет обнаружить названные признаки.
2. Выделяем ключевые слова, основные понятия, на которых строится определение текста: несколько предложений; связность; цельность; тема; смысл (идея) текста.
3. Подбираем материал для исследования младшими школьниками
4. Формулируем вопросы, с помощью которых поможем детям выделить основные признаки текста как лингвистической единицы. Первый вопрос нацелен на определение темы текста, так как тема чаще всего бывает заложена в названии или обнаруживается в первом предложении. Далее формулируем вопросы по каждому абзацу для определения микротем текста. Последний вопрос поможет определить идею текста или понять замысел автора.
- О чем говорится в тексте?
- Что мы узнаем об этом цветке, где он растет?
- Что заметили лесники?
- В чем особенность кипрея?
- Зачем автор нам рассказал об этом удивительном цветке?
5. Следующий этап урока — формулирование определения. Дети проговаривают вслух все выделенные признаки текста и формулируют определение этого лингвистического понятия. Задача учителя — составить вопросы, которые помогут школьникам проделать эту работу.
- Это произведение состоит из предложений?
- Предложения связаны между собой. Нам был понятен смысл?
- Мы узнали, о чем говорится в этом тексте? То, о чем говорится в тексте, называется темой текста.
- Мы поняли замысел автора? То, ради чего автор создает текст произведения, называется идеей текста.
- Назовем основные признаки текста: несколько предложений, они связаны между собой, есть тема, можно определить идею.
- Формулируем определение текста — это единица языка, состоящая из нескольких предложений, связанных между собой темой и идеей.
Мы рассмотрели приемы формирования основных синтаксических понятий на начальном этапе обучения. Умение находить главные и второстепенные члены предложения, различать интонационный рисунок текста, определять синтаксические связи между словами, предложениями и частями текста, правильно формулировать вопросы для определения грамматической связи — все это позволяет младшим школьникам успешно осваивать сложный курс синтаксиса русского языка как на начальном этапе обучения, так и в среднем звене.