Содержание и организация работы над синтаксическими понятиями. Часть 4.
С какой интонацией надо читать следующие строки из сказки А. Пушкина?
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Определите тип предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
С семантической точки зрения главные члены не всегда являются смысловым центром предложения, поэтому в данном предложении ученики могут принять дополнение старика, которое стоит на первом месте, за главный член — подлежащее. И только знание о том, что подлежащим может быть лишь слово в начальной форме (например, существительное в именительном падеже или глагол в неопределенной форме), позволяет вывести ребенка из заблуждения и сделать правильный вывод. Но в таких предложениях, как, например, Солнце закрыло облако, трудно сразу найти подлежащее по форме слова (в данном случае из-за совпадения винительного и именительного падежа существительных), поэтому необходимо сначала осознать общий смысл высказывания: солнце не может закрыть собой облако. Мы ищем предмет, который осуществляет действие, следовательно, подлежащим в данном предложении будет облако.
В начальной школе для анализа отбираются такие предложения, где главные члены и с логической, и с семантической точки зрения совпадают.
Подлежащее — главный член двусоставного предложения, обозначает предмет обсуждения. Предметное значение подлежащего очень широко: оно может называть лицо, неодушевленный предмет, явление, отвлеченное понятие. Подлежащее может быть выражено любой частью речи, словосочетанием.
Для разбора в начальных классах школьникам предлагаются предложения, в которых подлежащее обозначает предмет, одушевленный или неодушевленный, и выражено именем существительным или местоимением.
Сказуемое — главный член двусоставного предложения, выражающий признак предмета, названного подлежащим. Сказуемое может быть простым и составным.
Простое глагольное сказуемое выражается спрягаемыми формами глагола. Лексическое и грамматическое значения в нем заключены в одном слове — глаголе в форме изъявительного, сослагательного или повелительного наклонений.
Составное глагольное сказуемое состоит из двух слов: инфинитива (основная часть), в котором заключается лексическое значение сказуемого, и спрягаемой формы (вспомогательная часть), в которой заключаются его грамматическое значение (наклонение, время) и дополнительные лексические значения. Вспомогательный глагол начал указывает на то, что действие реальное (изъявительное наклонение) и было совершено до момента речи (прошедшее время); основная часть — инфинитив расставлять.
Составное именное сказуемое имеет вспомогательный глагол-связку, заключающую в себе грамматическое значение сказуемого (время, наклонение, лицо), и именную часть, выражающую лексическое значение сказуемого.
Именная часть составного сказуемого может быть выражена существительным, прилагательным, причастием, числительным, местоимением, словом состояния, устойчивым словосочетанием. Дети «чувствуют» составные именные сказуемые и определяют их практически безошибочно. Такой уровень — практического осознания предикатива — вполне допустим в начальных классах. Учителям рекомендуется брать предложения с простыми формами сказуемого, но не отказываться от сложных, тем самым пропедевтически формируя представление о сложных формах, без введения термина.
В начальной школе предпочтение отдают предложениям, в которых сказуемое выражено глаголом в личной форме, обозначающим действие или состояние субъекта, названного подлежащим.