Методические материалы, статьи

Содержание и организация работы над синтаксическими понятиями. Часть 4.

С какой интонацией надо читать следующие строки из сказки А. Пушкина?

Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Определите тип предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

С семантической точки зрения главные члены не всегда являются смысловым центром предложения, поэтому в данном предложении ученики могут принять дополнение старика, которое стоит на первом месте, за главный член — подлежащее. И только знание о том, что подлежащим может быть лишь слово в начальной форме (например, существительное в именительном падеже или глагол в неопределенной форме), позволяет вывести ребенка из заблуждения и сделать правильный вывод. Но в таких предложениях, как, например, Солнце закрыло облако, трудно сразу найти подлежащее по форме слова (в данном случае из-за совпадения винительного и именительного падежа существительных), поэтому необходимо сначала осознать общий смысл высказывания: солнце не может закрыть собой облако. Мы ищем предмет, который осуществляет действие, следовательно, подлежащим в данном предложении будет облако.

В начальной школе для анализа отбираются такие предложения, где главные члены и с логической, и с семантической точки зрения совпадают.

Подлежащее — главный член двусоставного предложения, обозначает предмет обсуждения. Предметное значение подлежащего очень широко: оно может называть лицо, неодушевленный предмет, явление, отвлеченное понятие. Подлежащее может быть выражено любой частью речи, словосочетанием.

Для разбора в начальных классах школьникам предлагаются предложения, в которых подлежащее обозначает предмет, одушевленный или неодушевленный, и выражено именем существительным или местоимением.

Сказуемое — главный член двусоставного предложения, выражающий признак предмета, названного подлежащим. Сказуемое может быть простым и составным.

Простое глагольное сказуемое выражается спрягаемыми формами глагола. Лексическое и грамматическое значения в нем заключены в одном слове — глаголе в форме изъявительного, сослагательного или повелительного наклонений.

Составное глагольное сказуемое состоит из двух слов: инфинитива (основная часть), в котором заключается лексическое значение сказуемого, и спрягаемой формы (вспомогательная часть), в которой заключаются его грамматическое значение (наклонение, время) и дополнительные лексические значения. Вспомогательный глагол начал указывает на то, что действие реальное (изъявительное наклонение) и было совершено до момента речи (прошедшее время); основная часть — инфинитив расставлять.

Составное именное сказуемое имеет вспомогательный глагол-связку, заключающую в себе грамматическое значение сказуемого (время, наклонение, лицо), и именную часть, выражающую лексическое значение сказуемого.

Именная часть составного сказуемого может быть выражена существительным, прилагательным, причастием, числительным, местоимением, словом состояния, устойчивым словосочетанием. Дети «чувствуют» составные именные сказуемые и определяют их практически безошибочно. Такой уровень — практического осознания предикатива — вполне допустим в начальных классах. Учителям рекомендуется брать предложения с простыми формами сказуемого, но не отказываться от сложных, тем самым пропедевтически формируя представление о сложных формах, без введения термина.

В начальной школе предпочтение отдают предложениям, в которых сказуемое выражено глаголом в личной форме, обозначающим действие или состояние субъекта, названного подлежащим.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005