Содержание и организация работы над синтаксическими понятиями. Часть 3.
В чем же разница между предложением и отдельным словом? Слова называют предметы, признаки предметов или их действия, а предложение и текст служат для передачи мыслей автора. Как только у нас возникает желание о чем-то сообщить, мы свою мысль оформляем в предложение, даже если оно будет состоять из одного слова, а если нашей целью является назвать предметы окружающего мира, мы пользуемся словами или словосочетаниями.
Словосочетание, как и отдельное слово, тоже называет предмет, уточняя его признак, например: лес — зимний лес, ягода — спелая ягода; поле — широкое поле. Но как только мы, как авторы, хотим рассказать о лесе, ягоде, поле или о чем-либо другом, то мы свое высказывание строим как предложение: Лес зимний (Лес был зимний. Лес будет зимний); Ягода спелая (Ягода была спелая. Ягода будет спелая); Поле широкое (Поле было широкое. Поле будет широкое). Предложение, в отличие от словосочетания, является самостоятельной единицей сообщения, имеющей собственное отвлеченное грамматическое значение, называемое предикативностью, т.е. предложение выражает отношение между словом-подлежащим (о чем говорится в предложении?) и словом-сказуемым (что именно говорится о предмете?), которое раскрывает коммуникативное намерение автора. В предложении автор не просто уточняет, какой предмет (какой лес, какая ягода, какое поле), а высказывает свою мысль о том, как предмет действует или что его характеризует: лес таким становится зимой, ягода вызрела, поле имеет большие размеры.
Предложение отличает от слова и словосочетания такая языковая категория, как интонация. Если автор имеет намерение сообщить о каком-либо событии, он использует особую повествовательную интонацию. Например:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(А. Пушкин)
Если автор высказывания стремится что-то узнать от собеседника, получить информацию, то он строит фразу в форме вопросительного предложения, используя вопросительные слова и вопросительную интонацию:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
(А. Пушкин)
Если автор высказывания хочет попросить о чем-либо или побудить собеседника к действию, то он строит предложение так, чтобы в нем был выражен приказ, просьба, совет, требование, предупреждение и т.д. В таких предложениях используются особая интонация, специальные частицы, а также чаще всего — сказуемое в форме повелительного наклонения.
«... Постой,
Бабушка, постой немножко, —
Ей кричит она в окошко...»
(А. Пушкин)
Различить эти предложения можно по намерению автора и по интонации, с которой они произносятся.
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут стать восклицательными, если автор стремится подчеркнуть особое эмоциональное отношение к собственному высказыванию, такое отношение передается восклицательной интонацией, а на письме ставится в конце предложения восклицательный знак. В начальной школе изучаются темы «Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные» и «Восклицательные и невосклицательные предложения». Их нельзя путать!
В начальной школе ученики знакомятся с главными и второстепенными членами предложения.
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое — составляют предикативную основу предложения, его конструктивный центр. Главные члены выражают отнесенность содержания предложения (мысли автора) к действительности (реальной ситуации). С логической точки зрения значение подлежащего и сказуемого — это отношение предмета и его действия или предмета и его характеризующего признака. Например, в предложении Старика старуха забранила говорится о старой женщине, жене персонажа, которая совершила конкретное действие: начала ругать — забранила.