Содержание и организация работы над синтаксическими понятиями. Часть 2.
2. Наблюдение над структурой словосочетания или предложения.
Например, рассмотрим, как связаны слова в словосочетаниях.
В словосочетаниях одинокий парус, интересный рассказ, синее небо, яркая речь зависимые слова одинокий, интересный употреблены в той же форме (м.р., ед.ч., им. п.), что и главное слово, т.е. они согласуются каждое со своим главным словом, синее стоит в форме ед.ч., ср.р., им. п., как и существительное небо, а яркая согласуется в роде, числе и падеже (ж.р., ед.ч., им.п.) со словом речь.
В словосочетаниях белеет в тумане, идти с другом зависимые слова в тумане, с другом стоят в той падежной форме, которая предопределена главным словом: белеет (г д е?) в тумане, идти (с к е м?) с другом. Главное слово управляет грамматической формой зависимого.
3. Наблюдение над ритмомелодикой предложения, его эмоциональной окраской. Например:
а) какое настроение создает А. Пушкин первым стихом известного произведения: Мороз и солнце! День чудесный! ? Что помогает нам правильно понять эмоциональную окраску этих предложений?
б) сравните три предложения. Чем они различаются не с точки зрения содержания, а с точки зрения грамматического значения?
В лесу раздавался топор дровосека.
А что, у отца-то большая семья?
Ступай-ка ты, барин, иди себе с Богом!
(Н. Некрасов)
Ученики читают предложения вслух и обнаруживают разную цель высказывания (первое — повествовательное, второе — вопросительное, третье — побудительное), разную эмоциональную окраску (первое и второе — неокрашенные, третье — эмоционально окрашенное).
Метод реконструкции в начальной школе представлен следующими приемами.
1. Составление схемы предложения. Например, составьте схему предложения:
Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду. (С. Есенин)
2. Восстановление пропущенных знаков препинания в предложении. Например, вставьте пропущенные знаки препинания: Бродят медведи пасутся лоси резвятся веселые бабочки.
Основным приемом метода конструирования в начальной школе является составление словосочетаний и предложений по предложенным схемам.
Синтаксис, как раздел грамматики, изучает строй связной речи, законы функционирования словоформ и правила соединения слов в словосочетания, предложения и текст.
Словосочетание — это минимальное грамматически связанное объединение слов, основная функция которого — номинативная. Предложение же является минимальной единицей общения; основная его функция — коммуникативная. Высказывание, состоящее из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически, называется текстом. Текст является продуктом речемыслительной деятельности автора и представляет собой максимальную единицу общения.
Как научить школьников различать основные единицы языка: слово, словосочетание, предложение, текст?
Прочитаем текст.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
(А. Пушкин)
Чтобы понять, о чем рассказывает автор в этом отрывке, мы используем метод интерпретации, или объяснения значения слов и грамматических конструкций текста. Для этого мы представляем описываемые события: мы рассматриваем морской пейзаж и ночью, когда на небе видны звезды, и днем, когда можно увидеть на небе тучи; однажды среди волн мы замечаем бочку. О чем же сообщает автор? О том, что долго — несколько дней и ночей — по морю плыла бочка.
Теперь произнесем отдельные слова и представим предметы, события или признаки: небо — небесный купол: звезда — светящаяся тонка в небе; синий — цвет моря; блестеть — ярко светиться, сверкать; море — водное пространство; туча — большое черное облако; идти — двигаться, переступая ногами', бочка — деревянная емкость; плыть — передвигаться по воде. Мы представляем отдельные предметы, отдельные действия или признаки, причем у каждого из нас в представлениях эти предметы различаются, мы все рисуем разные картины.