Методические материалы, статьи

Содержание русского языка в современной начальной школе. Часть 1.

Необходимо признать, что безусловным достижением перехода на четырехлетнее обучение является то, что педагогическое сообщество осознало необходимость пересмотра ряда позиций, которые долгое время оставались традиционными в изучении русского языка.

Во-первых, изучение русского языка как учебного предмета вводится с I класса после периода обучения грамоте — прохождения учебников «Азбука», «Букварь» в четвертой четверти (35 — 40 часов). Основное направление — открытие языка как предмета изучения: формирование у детей стойкого интереса к языку, к тому, как он богат и как разумно устроен, уважения к родному языку.

Во-вторых, содержание предмета дается с учетом возрастных возможностей ребенка на всех этапах его пребывания в начальной школе.

В-третьих, в новых учебниках наметились существенные позитивные изменения в подаче содержания раздела «Фонетика» — с учетом современных достижений в этой области языка; больше внимания уделяется фонетическому анализу слова как основе грамотного письма, сопоставлению звучания и написания слова, моделированию, фонетическому конструированию и т.д.

В-четвертых, более четко выстроены линии преемственности и перспективности в обучении. К концу обучения грамоте дети должны не только приобрести знания и умения, которые помогают освоить элементарное чтение и письмо, но и сделать первые шаги в лингвистическом освоении родного языка, т.е. у них должно быть сформировано первоначальное представление о языке и речи, о действиях с языковым материалом.

Авторами учебников предлагается больше заданий и упражнений на развитие устной речи на основе имеющегося речевого опыта детей, а работа с текстом как основной дидактической единицей урока — залог успешного обучения по любому предмету; помещаются алгоритмы учебных действий, памятки определений частей речи и других языковых категорий; делается попытка осуществить деятельностный подход в обучении, вооружить учащихся общим способом действий при решении языковых задач.

В-пятых, реализуется идея непрерывности обучения русскому языку в логике единой концепции, удерживаемой одним и тем же авторским коллективом (создание курса по русскому языку для I-IX классов единым авторским коллективом).

В целях сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации разработаны и утверждены обязательный минимум содержания общего начального образования, примерные программы, требования к уровню подготовки учащихся, измерители. Эти документы взаимосвязаны и создают достаточную нормативную базу для успешной реализации целей и задач всех предметных областей, в том числе русского языка, а также выполняют следующие функции:

  • позволяют обеспечить единство образовательного пространства и качество образования;
  • являются ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов;
  • создают условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, решения проблемы дифференцированного подхода в организации обучения.

Все программы и курсы, реализующие «Русский язык» в начальной школе, полностью обеспечивают обязательный минимум содержания общего начального образования.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает требование выстраивать межпредметные связи на основе изучения родного языка и умений грамотного чтения и письма, что способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Чтобы облегчить выбор программы обучения, в связи с появлением альтернативных программ, Российская Академия образования совместно с Министерством образования разработала Учебные стандарты школ России, определившие тот обязательный минимум знаний и умений по русскому языку и литературному чтению, который независимо от пристрастий педагога или коллектива учителей должен быть освоен учащимися начальной школы. Содержание современного курса обучения грамоте и русского языка основано на обучении видам речевой деятельности: говорению, чтению, слушанию (аудированию) и письму.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005