Методические материалы, статьи

Система уроков по литературному произведению. Часть 3.

Этап обобщения подведет итоги второго урока и поставит новые вопросы, организующие домашнюю работу.

  • Образцовый английский корабль так непохож на неряшливую шхуну «Мария». А так ли уж непохожи капитаны двух кораблей? Что между ними общего? Можно было избежать крушения или нет? В чем причина трагедии?

В рассказе и в придуманном детьми фильме крушение показано глазами потерпевших. Дома ученикам предстоит определить, как отнеслись к трагедии на английском корабле: единодушны ли персонажи рассказа в оценке ситуации? Обязательное домашнее задание — подготовить выразительное чтение заключительной части рассказа, передавая в чтении позиции героев.

Задание на выбор, для желающих:

  • подберите пословицы, крылатые выражения, которые можно было бы применить в ситуации, описанной в рассказе;
  • подумайте, какой эпизод вы выбрали бы для иллюстрирования, почему? Сделайте словесную или графическую иллюстрацию к рассказу.

Учебная задача третьего, заключительного, урока по рассказу связана с осмыслением композиционных связей между эпизодами: почему рассказ не заканчивается на описании крушения? Как по-новому раскрывается характер Паркера в заключительных сценах? Начать урок можно с выразительного чтения, подготовленного дома. Анализируя чтение детей, уточним, удалось ли передать разную реакцию команды и Паркера на случившееся. О чем думает Паркер, что заботит его больше всего? Корабль и капитан образуют единое целое («Не судно ходит, а капитан»), Серый цвет корабля «стал предательским», — пишет автор. Кто кого предал? Чем вызвано решение Паркера изменить курс?

Федьку спас русский пароход. Зачем Житков подчеркивает, что «всем наперерыв хотелось подать помощь и узнать, в чем дело»? Для чего из порта «полетели телеграммы»? Как ведет себя Паркер при встрече с консулом? В какой момент и почему он захотел, чтобы его скорее арестовали?

Обсуждение детских иллюстраций поможет собрать воедино впечатления от рассказа. Обобщение строится по всей системе уроков: этот этап должен подвести итог трехдневной работы. Основные вопросы для обсуждения: кого из персонажей рассказа испытывало море? Какие качества характера подвергались испытанию? Кто сумел выдержать испытание, а кто — нет? Можно использовать для обобщения обсуждение пословиц и крылатых выражений, подобранных детьми.

В качестве домашнего задания, завершающего систему уроков, можно предложить подготовить выставку книг — тематическую («Человек и море», «Человек среди людей») и (или) авторскую («Книги Б. С. Житкова»).

Итак, общая задача системы уроков по рассказу Б. С. Житкова (Море испытывает людей. Кто из персонажей сумел выдержать это испытание, а кто — нет и почему?) была поставлена на первом уроке, стала организующим стержнем всего анализа, на последнем уроке был получен ответ на поставленный вопрос. В течение трех уроков использовались разные приемы анализа текста: эвристическая беседа, чтение по ролям, сопоставительная характеристика персонажей, составление киносценария, иллюстрирование, элементы стилистического и композиционного анализа, что создавало смену видов деятельности, позволяло поддерживать интерес к аналитической работе, актуализировало межпредметные связи с уроками изобразительного искусства и музыки. В ходе работы над рассказом актуализировались знания детей о языке киноискусства, о способах изображения персонажей и добавились новые — дневник, описание интерьера как способ характеристики героя.

Книжные выставки расширили читательский кругозор детей, познакомили их с другими рассказами Б. С. Житкова, с произведениями о море и моряках А. Грина, В. Крапивина, С. Сахарнова, Ж. Верна и других. Развитие речи детей происходило за счет уточнения лексического значения слов, участия в эвристической беседе, подбора пословиц и крылатых выражений. Обсуждение острых моральных проблем, сопереживание с попавшими в беду героями способствовали нравственному воспитанию.

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005