Система уроков по географии, их типы и структура.
В процессе обучения географии используются следующие основные типы уроков по дидактической цели: 1) комбинированные; 2) изучения нового материала; 3) обобщающего повторения; 4) самостоятельных и практических работ. По характеру познавательной цели выделяются проблемные уроки и непроблемные уроки. Каждый урок представляет собой часть общей системы уроков и имеет специфическое содержание. Уроки связаны между собой содержанием изучаемого материала. Предыдущие уроки являются основой для понимания последующих. Научная логика содержится в каждом учебнике и не требует особых пояснений. Вполне естественно, например, изучение рельефа и климата предшествует изучению рек Восточно-Европейской равнины и других регионов.
Учащиеся уясняют причинно-следственные взаимосвязи и зависимость рек от характера рельефа и климата. Хотя здесь надо оговориться, что в географии в настоящее время глубоко проникли и вероятностные методы исследований, что позволяет говорить не только о детерминированных взаимосвязях, но и случайностных процессах. Уроки выделяются по основной дидактической цели. В систему уроков по любой теме должны входить уроки разных типов: по изучению нового материала, самостоятельных работ, обобщающего повторения, а также комбинированных уроков.
Наибольшее распространение имеет комбинированный урок с различной структурой. Возможно различное построение урока. Сначала повторение пройденного, а затем изложение нового материала, но возможно и наоборот — сначала изложение нового материала, а затем закрепление и повторение ранее пройденного материала. Обычно такое дробление материала на уроке и процесс обучения частями особенно необходимы в младших классах и реже применяются — в старших классах. Чаще всего урок начинается с проверки знаний учащихся по материалу прошлых уроков. Такая структура урока необходима, когда материал прошлого урока является базой, основой для изучения нового материала. Например, нельзя в курсе VIII класса изучать, как мы уже отмечали, реки раньше климата.
На уроках географии закрепление новых понятий целесообразно делать по ходу изложения нового материала в связи с преобладанием единичных понятий. Это осуществляется путем сравнения с известными уже понятиями по карте и работой с учебником. Тем не менее, закрепление материала, особенно в младших классах, должно быть и в качестве отдельного структурного элемента урока.
Меньше применяются уроки изучения нового материала. На уроке изучения нового материала проверка знаний по пройденному материалу отсутствует в виде отдельного структурного элемента и часто отсутствует и по ходу урока. Уроки изучения нового материала организуются чаще в старших классах, когда необходимо большое сообщение нового материала, который не целесообразно делить на части. Иногда такие уроки связаны с применением кинофильмов значительной протяженности по времени, а иногда это связано с применением наглядных пособий.
Уроки самостоятельных и практических работ или формирование умений проводятся под руководством учителя. Упражнения сочетаются с повторением и проверкой знаний. Такие уроки применяются чаще всего в курсе VI класса для выработки умений и навыков работы по плану, карте, определения координат и т.п. Специальные уроки практических работ и упражнений обычно проводятся на первой стадии формирования умений и навыков, а в дальнейшем привитие умений и навыков осуществляется и на комбинированных уроках.
Уроки обобщающего повторения знаний проводятся различными методами: обобщающая беседа, фронтальный устный или письменный опрос. Обычно эти уроки проводятся после изучения крупных больших тем. Например, после изучения темы «Рельеф» целесообразно такое занятие, или после изучения материка в курсе VII класса.