Методические материалы, статьи

Реализация программы рекордного образования гимназистов по информатике

Глава 2. Программа педагогической деятельности по реализации рекордного образования гимназистов

Информатика, как общеобразовательный предмет, в гимназии №11 преподается по программе:

  • 8-е, 9-е классы физико-математический и естественно-научный профиль - "Информационные технологии" - 34 часа;
  • 10-е классы физико-математический и естественно-научный профиль - "Информатика" - 34 часа; технологии "Оператор ЭВМ" - 68 часов;
  • 10-е, 11-е классы гуманитарного профиля - "Информатика" - 34 часа

Кроме того, учащиеся могут выбрать индивидуальный час по информатике из предложенного инвариантного компонента.

Подготовка учащегося к олимпиадам идет по индивидуальному плану как на уроке, так и на индивидуальных занятиях. Ниже предлагается система способов варьирования условий задач на алгоритмизацию и программирование для реализации дифференцированного подхода и в целом для создания проблемных ситуаций. Нередка ситуация, когда слабому учащемуся скучно потому, что он не может решить задачу, а сильному - потому, что он уже справился с ней. Больше проблем в этой ситуации, естественно, с сильным. Не стоит давать в этом случае другие задачи - это выводит учащегося из общего поля деятельности. Лучше модифицировать условие той же задачи, пользуясь следующими приемами.

1. Замена констант переменными. Эта внешне небольшая вариация прежде всего скажется на самой записи алгоритма. Но истинный ее смысл в том, что при замене константы переменной расширяется область применения алгоритма, и это предстоит осознать учащемуся. Задача может кардинально усложниться, если константа имела смысл числа вложенных циклов. Пример: сколько в рулоне автобусных билетов счастливых? Подразумевается простое решение через 6 вложенных циклов. Но если цифр в номере N, то задача гораздо сложнее.

2. Изменение размерности таблиц. Это может привести не к механическому включению или снятию одного цикла, а к переформулировке задачи. Пример: вместо минимального элемента нужно найти минимальный по строкам из максимальных по столбцам.

3. Изменение типа числовых данных. К чему это может привести, видно из следующего примера. Нужно применить алгоритм НОД (А, В) к вещественным числам, например 3.2 и 2.4. Догадаться о вынесении делителя 10, так сказать, "за знак алгоритма" не совсем просто. К тому же неясно, как представятся эти числа в памяти ЭВМ: точно или приближенно. В любом случае алгоритм конечен.

4. Запрет на использование части средств ("связывание одной руки"). Это легко мотивировать экономическими требованиями. Например, алгоритм должен быстро работать и для этого быть однопроходным. В целом требование однопроходности - достаточно сильное. Характерны и ограничения на ресурсы: поиск более короткого по записи алгоритма; поиск более быстрого алгоритма; поиск решения, требующего меньшей памяти.

5. "Незачет" сложного решения, если учителю известно простое. Это интересный прием с психологической точки зрения.

6. Зашита программы от неподготовленного пользователя или "злоумышленника", нарочно нажимающего "не те клавиши". Этот прием может привести к своеобразному соревнованию внутри пар учащихся. Сами учащиеся крайне редко защищают свои программы от ошибок. Чаще они защищают клавиатуру компьютера руками от попыток тестирующего из-за спины автора нажать что-то "не то" (а ведь достаточно сделать эту же защиту программно). Легко объяснить необходимость такой защиты требованиями практики, труднее к ней приучить. Часто срабатывает стереотип: программа работает, и ладно. Это близко к уровню догадки о решении, если провести параллель с математическими задачами. Полезен рассказ о катастрофических последствиях работы программ, не защищенных от ошибок.

7. Обобщение и параметризация алгоритма, переделка его во вспомогательный синтаксически. При этом возможно попутное обобщение алгоритма без переделки и, что гораздо важнее, осознание, какая задача на самом деле решена.

8. Поиск контрпримера. Если учитель увидел логическую ошибку, можно предложить другому учащемуся найти контрпример - данные, при которых алгоритм не сработает. В силу объективной трудности самотестирования можно привлечь к этому другого учащегося.

9. Указание области применения алгоритма. Если ошибка найдена, то можно поставить автору задачу так: точно описать те исходные данные, при которых алгоритм с ошибкой все же работает правильно. Отметим исключительную практическую типичность этой ситуации: очень многие программы, даже созданные профессионалами, содержат ошибки, но работают и используются при допустимых данных. Важно знать условия допустимости. Как правило, ошибки "вылезают" при граничных, редко проверяемых значениях параметров. Автор алгоритма об этом, возможно, и знает, но старательно выталкивает это знание из памяти. [1]

На индивидуальных занятиях, кроме вышеперечисленного, важнейшим является воспитательный аспект, описанный в моей концепции.

Способы контроля. Творческий компонент решения участника измерить трудно, и все (пока?) сводится к тестам. Тесты, разумеется, должны быть неизвестны участникам.

Остается сравнить фактические и правильные результаты тестов и начислить очки. Впрочем, и это можно автоматизировать.

Тем самым контроль упрощается, резко ускоряется, исключаются субъективизм и ошибки. Остается проблема отклонения участника от стандартных правил ввода. Но на этом уже следует настоять: творчество должно оставаться внутри программы.

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005