Пути формирования важнейших географических понятий и умений.
В процессе обучения, как и в процессе познания, учащиеся проходят путь от натурного знакомства к абстрактному мышлению и от абстрактного мышления к практике. В отличие от научного познания, в процессе обучения учащиеся не открывают новых знаний, а лишь овладевают знаниями, уже добытыми ранее наукой.
Процесс усвоения знаний идет в двух направлениях: расширение круга понятий и углубление понятий, ранее усвоенных. С другой стороны, усвоение знаний включает ряд звеньев: восприятие нового материала, его осмысливание, запоминание и применение. Эти звенья процесса обучения тесно взаимосвязаны и Переплетаются друг с другом. Понятия усложняются от элементарных по форме до сложных на разных этапах обучения в зависимости от возрастных способностей к усвоению учащихся.
В основе обучения школьной географии, как и других предметов, лежит идея развивающего обучения. Учащиеся должны овладевать не только новыми знаниями, умениями и навыками, но и приемами умственной деятельности, применять их в аналогичных новых условиях. Например, умение читать топографическую карту, геоморфологическую карту и т.п. различных регионов, различного времени составления и т.д.
Весьма важно применение знаний для решения практических вопросов. Например, определение глубины залегания грунтовых вод, скорости течения воды в реке и т.п. Это, безусловно, способствует творческому освоению учебного материала, показывает их практическую пользу. Уровни усвоения географических знаний и умений: воспроизводящий (простое воспроизведение), репродуктивный, или применение знаний в аналогичных условиях и творческий, или применение знаний в новых условиях.
Обучение основным приемам умственной деятельности осуществляется путем постепенного усложнения. Например, при обучении в VI классе при сравнении географических объектов выделяются группы признаков, которые сравнивают между собой и выделяют общие признаки объектов. В дальнейшем выполняются более сложные сравнения, по числу признаков (по сходству и различию), выяснение причин, обуславливающих сходство и различия. Активно развивается умственная деятельность учащихся путем постепенного расширения сферы интересов и изменения условий решаемых задач. Например, вначале устанавливается зависимость величины осадков от высоты гор, а затем между рельефом и климатом — более сложные взаимосвязи.
Важнейшим путем развития учащихся в процессе обучения является формирование у них интереса к географии. Познавательный интерес активизирует процессы мышления, усиливает работу на запоминание.
Познавательный интерес к географии стимулируется прежде всего содержанием обучения, новизной и актуальностью учебного материала. В этом отношении особенно важно привлечение новых данных космических исследований, по вопросам климатологии, водному хозяйству и другим.
Существуют два основных пути формирования общих географических понятий: индуктивный и дедуктивный. Выбор пути формирования определяется рядом условий:
- возможностью ознакомления учащихся с местными объектами и явлениями, что позволяет формировать понятия на местном материале, а следовательно, индуктивным путем (понятия об озере, равнине, погоде);
- содержанием знаний. Абстрактные, наиболее теоретические понятия формируются, как правило, дедуктивным путем;
- уровнем развития познавательных способностей школьников;
- учебным временем. Индуктивный путь требует, как правило, больше времени.
Индуктивный путь формирования понятий включает определенную последовательность деятельности учителя и учащихся: наблюдение объектов и явлений; их сопоставление, выделение существенных признаков; их обобщение; работа с определением понятия, в котором выделяются определенные признаки; применение знаний на практике. Примером индуктивного пути изучения является формирование понятия об озере. Оно начинается с того, что учитель предлагает вспомнить, кто видел озеро, и что оно собой представляет. Затем его отличительные признаки, определения (котловины и водная масса). Индуктивный путь слабо обеспечивает познания общих закономерностей. Основным, особенно в старших классах, является дедуктивный путь.
В начале дедуктивного пути учитель дает определение понятия, затем усвоение его признаков, связей, раскрывает его происхождение, далее закрепление признаков и связей. Понятие усвоено, если ученик дает его определение, указывает существующие признаки; имеет представление об объекте или явлении; умеет самостоятельно применять понятие при решении учебных задач. Формирование общих понятий происходит постепенно от класса к классу.