Психология — методике русского языка. Часть 4.
Неудержимое стремление к «взрослости» еще более характерно для юношей и девушек. В юношеском возрасте повышается интерес к своей внешности («Как я выгляжу?!»), поведению, образу мыслей, к своему статусу в ближайшей среде общения (семье; среди преподавателей, товарищей по классу, группе, курсу; в кругу приятелей и друзей по месту жительства, курсам и т. д.).
В ранней молодости юноши и девушки стремятся не столько к признанию со стороны старших (хотя это тоже имеет место), сколько к невмешательству их в свою жизнь: «Это моя жизнь, и я ее хочу прожить так, как считаю нужным».
Совершенно очевидно, что все это надо учитывать в выборе как средств воспитательного воздействия, так и приемов учебной работы. Если в младших классах школы, чтобы направлять поступки детей обычно достаточно слова учителя («Делай, как я говорю»), то для подростка и, тем более для юноши или девушки это может и не оказаться руководством к действию. Здесь имеет значение авторитет преподавателя, его стиль общения, умение убедить, обосновать свое мнение, свои рекомендации.
Доверительные отношения с учащимися и студентами устанавливаются по-разному.
Ш. А. Амонашвили часто подходил на своих уроках в самых младших классах к своим питомцам и шептал им на ухо «педагогические тайны». Легко себе представить последствия такого подражания ему преподавателя в вузовской аудитории.
Понятны и различия в средствах и способах обучения разновозрастных учащихся.
Если, к примеру, на уроках русского языка в младших классах надо часто менять структурные элементы урока, то в более старших классах, а тем более на занятиях в высшей школе в этом нет такой необходимости.
Если в начальной школе знания по языку можно давать «догматически», без ответа на вопросы: «Почему это именно так?»; «Зачем это нужно знать?» и под., то в последующих классах, тем более в студенческой аудитории, такие «функциональные» обоснования часто необходимы. По мере взросления обучающихся усложняются и аналогичные принципы обучения: ситуативность, системность, функциональность и др.
Особым направлением в науке о психике человека считается педагогическая психология. В широком значении — это «отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания».
Следует сказать о более узком значении термина «педагогическая психология» — изучении психологами каких-либо аспектов обучения и воспитания. В этом плане внимания методистов и преподавателей русского языка в средней и высшей школе заслуживают концепции психологических основ развивающего обучения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков), планирования умственной работы и самоконтроля обучаемых (Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская, В. Н. Кабанова-Меллер, 3. И. Калмыкова), активизации учебной работы на основе ориентировочных действий (В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), формирования мыслительно-речевых действий учащихся в процессе проблемного обучения (А. М. Матюшкин, А. И. Раев), создания мотивационных основ обучения (Л. И. Божович, Ш. А. Амонашвили), психолого-педагогических критериев эффективности обучении (И. С. Якиманская).
Вопрос о целесообразности использования этих концепций в тех или иных условиях обучения может решить каждый учитель средней школы и преподаватель высшей, если познакомится с трудами их авторов.
Актуальными для методики также являются данные социальной психологии, которая исследует закономерности деятельности человека в коллективах (трудовых, учебных, спортивных и др.). В предмет социальной психологии входят проблемы межличностных отношений, распределения общественных функций внутри коллектива, психологической совместимости индивидов в обществе. Как видно, вопросы социальной психологии тесно связаны с психологией личности, ибо в какие-либо общественные отношения вступают отдельные личности, и в значительной мере такие отношения зависят от личностных качеств (в том числе от психических особенностей) каждого индивида.
Можно сказать, что все проблемы социальной психологии существенны для любой предметной методики. Но для процесса обучения русскому языку в средней и высшей школе, пожалуй, наибольшее значение имеют психологические основы речевого общения. Их анализу целесообразно уделить особое внимание.