Методические материалы, статьи

Психология — методике русского языка. Часть 3.

Испытанным средством тематического повторения являются предусмотренные учебными планами письменные контрольные работы.

Вопросы и задания в контрольных работах не должны быть направлены на детали, на «мелочную» информацию. Например, по теме «Лексическая синонимия» вряд ли стоит студентам предлагать определить, являются ли синонимами такие-то слова. Здесь уместны обобщающие задания теоретического плана: определить понятие синонимии, дать оценку различным классификациям синонимов, объяснить различия синонимии и смежных лингвистических понятий (например гипонимии) и под.

Что касается итогового повторения, то оно связано с вопросами по всему учебному курсу для экзаменационно-зачетной сессии. Как уже отмечалось, эти вопросы полезно сообщать студентам на консультации перед непосредственной подготовкой к экзамену или зачету. Может быть, даже полезно на важность таких вопросов обращать внимание студентов на очередных лекциях и практических занятиях.

По существу процесс словесно-логического запоминания непосредственно соотносится с процессом мышления. И средства активизации того и другого психического процессов в условиях обучения, как правило, совпадают. При сообщении какой-либо информации по языку преподаватель-русист активизирует мыслительные действия студентов, если показывает на своих занятиях:

  • как следует анализировать явления языка;
  • как от наблюдений над фактами переходить к их обобщениям (индукция) и, наоборот, — от языковых обобщений, от закономерностей языка — к конкретизации обобщений, закономерностей, выводов (дедукция);
  • какова логика классифицирования явлений языка, в какой мере лингвистические классификации можно соотносить с законами логики.

Методика в свете данных возрастной и педагогической психологии. Традиционно психологи выделяют три возрастных типа несовершеннолетних до достижения ими полноценной «взрослости»: младший (детский) возраст, средний (подростковый) и старший (юношеский). В юношеском возрасте находятся, как правило, не только старшеклассники, но и студенты дневных отделений вуза.

Правда, границы между этими тремя возрастными группами во многом условны, приблизительны, подвижны. Это объясняется тем, что возрастные изменения в сознании людей психологи считают эволюционными, поскольку «они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями». Кроме того, на возрастные изменения психики у несовершеннолетнего, как и на определение самих понятий «несовершеннолетний» и «взрослый», могут влиять различные причины: индивидуальные особенности психического склада человека, влияние окружающей среды, процесса обучения, материальных условий жизни и т. д.

Но в то же время у каждой из трех возрастных групп можно выявить наиболее типичные и характерные особенности психики и менталитета, которые нужно учитывать при обучении и в средней и в высшей школе.

Какие это особенности?

Младшие школьники обычно непосредственны, эмоциональны, импульсивны. Для них характерно неустойчивое внимание и вместе с тем доверие к взрослым, их авторитету и знаниям. Ребенок 7-9 лет ценит не только и, может быть, не столько результаты, сколько сам процесс обучения в школе.

Потому-то современные опыты обучения без оценок чаще всего удаются в начальных классах.

У подростков возрастает самосознание, обостряется самолюбие, растет потребность осознать себя как личность. Отсюда усиливается стремление к самостоятельности, независимости в своих поступках. В подростковом возрасте школьники добиваются признания своего права на выбор решений и поступков. И не только признания, но и уважения к своему мнению и своим действиям.

М. Успенский



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005