Методические материалы, статьи

Психология — методике русского языка. Часть 2.

Наиболее значимым для учебного процесса можно считать деление памяти по времени сохранения запоминаемой информации на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую.

Мгновенная память — это удержание в своем сознании информации только в момент ее восприятия (например, внешность идущих мимо прохожих), а генетическая — хранение информации «по наследству».

Эти два вида памяти не имеют прямого отношения к учебным ситуациям.

Кратковременная память отличается от мгновенной тем, что она сохраняет информацию какое-то время и после восприятия, поскольку это соответствует в данное время потребностям и интересам человека.

Очень важно выработать у обучающихся установку на запоминание, выделяя то в получаемой на занятиях информации, что особенно необходимо запомнить. Для этого необходимо в установочной лекции уделить время технологии конспектирования.

Кратковременная память обычно как бы уточняется оперативной, рассчитанной «на хранение информации в течение определенного срока», который диктуется «задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи».

Понятно, что четко поставленная цель, точно определенный объект и сроки запоминания активизируют этот вид памяти. Например, к ближайшему практическому занятию по современному русскому языку преподаватель просит проанализировать и запомнить определения понятия «словосочетание» у А. М. Пешковского, В. В. Виноградова, Н. Ю. Шведовой и В. А. Белошапковой.

Из кратковременной и оперативной памяти информация попадает в долговременную память, которая может хранить эти сведения практически неограниченное время.

Целесообразно сосредоточивать внимание обучаемых на том, что особенно значимо для усвоения.

Кроме материала по отдельным темам курса, может быть и более глобальный выбор самого существенного по всему учебному курсу. Этому содействует, например, перечень вопросов, которые выносятся на экзаменационную сессию перед подготовкой студентов к экзаменам или зачетам.

Кроме рассмотренных, известны и другие классификации параметров памяти. И прежде всего это деление видов памяти по преимущественному участию тех или иных анализаторов в процессе запоминания. На этом основании выделяются такие разновидности памяти, как зрительная, слуховая, эмоциональная, двигательная и некоторые другие.

Развитию каждой из таких разновидностей содействуют соответствующие средства обучения. Так, для укрепления зрительной памяти наиболее эффективна зрительная наглядность, а для слуховой — различные формы звукозаписи.

Словесно-логическая память связана с запоминанием, хранением и воспроизведением смысловых соотношений объектов запоминания, логикой рассуждений, аргументацией суждений, умозаключений, обоснованием чего-либо.

Самым универсальным и испытанным средством закрепления в памяти полученной информации по праву считается повторение изученного. И хотя всем известный афоризм «Повторение — мать учения» нередко воспринимается как банальность, он и в наше время не потерял своей актуальности.

Различают текущее, тематическое и итоговое повторение.

Чтобы обеспечить условия, побуждающие студентов к систематическому повторению, нужны специальные средства по инициативе преподавателей. Так, многие вузовские преподаватели во время своих лекций обращаются попутно к аудитории с вопросами по ранее изученному материалу, который как-то связан с новой темой. Поэтому напоминание студентам о необходимости к следующей лекции повторить материал предыдущей, как правило, не остается без внимания.

Обычно текущее и тематическое повторение материала лекций необходимо студентам перед соответствующими практическими занятиями. На повторение соответствующего материала преподаватель нацеливает студентов и перед лабораторными занятиями, спецсеминарами и другими видами занятий по лингвистическим дисциплинам.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005