Методические материалы, статьи

Психология — методике русского языка. Часть 6.

Все три разновидности убеждения, которые рекомендуют психологи, могут быть для преподавателя высшей школы руководством к действию.

1. Предъявление ясных, четко сформулированных аргументов в приемлемом темпе и понятных терминах (метод развертывания аргументации).

2. Открытое признание как сильных, так и слабых сторон предлагаемого решения, дающее понять, что инициатор влияния сам видит ограничения этого решения (метод двусторонней аргументации).

3. Получение согласия на каждом шаге аргументации (метод положительных ответов Сократа).

Применение таких установок преподавателям лингвистических дисциплин нетрудно найти в соответствующем материале своих учебных курсов.

Так, например, то, что называют «методом двусторонней аргументации», иллюстрируется разными мнениями лингвистов на одни и те же явления языка. Например, -ть на конце инфинитива — суффикс или окончание? Причастие и деепричастие — части речи или глагольные формы?

В каждом случае преподаватель излагает обе точки зрения и обосновывает свою собственную позицию.

Что касается «метода положительных ответов», то здесь преподавателю педагогического вуза полезно не только самому освоить «пошаговую» технологию аргументации, но и показать будущим учителям-русистам, как «заработает» эта технология на примерах школьного курса русского языка.

На вооружение преподавателю высшей школы также целесообразно взять рекомендации психологов по способу «заражения» (передаче своего состояния другим людям) и пробуждению импульса к подражанию (стремлению кому-либо подражать, уподобиться, быть похожим).

Особое внимание здесь нужно уделить такой форме воздействия на партнеров по общению, как внушение. Эта форма (способ) воздействия имеет своей целью изменить состояние собеседников или незаметно для них активизировать какие-либо их действия и процессы.

В этом плане большой популярностью начиная с 70-х годов и поныне пользуется суггестологическая концепция болгарского психотерапевта и педагога Георгия Лозанова.

Суггестология — наука о скрытых возможностях психики человека, которые могут быть актуализированы различными средствами внушения. Если это воздействие происходит в процессе обучения, то такая область педагогической психологии называется суггестопедией.

В своих научно-исследовательских и научно-методических публикациях Г. Лозанов называет основные принципы суггестологического влияния. Это прежде всего авторитет преподавателя, других источников информации, окружающей среды и т. д. Конечно, значимость авторитета для эффективности воздействия на собеседников была известна задолго до Лозанова. Об этом неоднократно свидетельствовали психологи. Так, австралийский ученый Пауль Р. Уилсон одного и того же человека представлял в разных группах студентов, предлагая «на глаз» определить его рост то как студента, то как старшего лектора (преподавателя), то как профессора. И чем выше был должностной статус человека, тем более рослым он представлялся студентам.

Г. Лозанов доказал влияние авторитета на запоминание обучающимися ряда слов. Он предложил студентам двух групп записать и запомнить одинаковое количество тех же слов. В результате в той группе, где было известно, что слова взяты из стихов известного поэта П. Яворова, они (слова) запомнились быстрее и лучше.

Интересен у Г. Лозанова и принцип инфантилизации, под которым понимались ситуации раскованности и непосредственности поведения обучающихся. Как известно, эти особенности характерны для поведения маленьких детей. Такие ситуации Лозанову и его последователям удавалось создавать и у взрослых учащихся при изучении языка.

Непринужденной обстановке на занятиях содействовали специальное освещение, «по-домашнему» расставленная мебель, музыкальное сопровождение, доверительное поведение преподавателя, ролевые игры.

Из других принципов суггестопедии Г. Лозанова отметим так называемую концертную псевдопассивность, когда человек поглощен чем-то, словно происходящим на сцене, настолько, что не замечает отвлекающих факторов.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005