Психологические основы развивающего обучения географии. Часть 1.
Обучение в современной школе, как правило, должно носить развивающий характер. Тем не менее, значительные достижения в реализации теории развивающего обучения, учитывающие изменения нашей общественной жизни, еще недостаточно внедряются в практику обучения географии. Поэтому изучение современного состояния теоретических основ обучения географии поможет молодым специалистам более обоснованно подойти к: планированию учебного процесса.
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци (1746-1827), А. Дистервега (1790-1866), К. Д. Ушинского (1824-1870) и других. К. Д. Ушинский разработал дидактическую систему, в которой раскрыты особенности умственного развития ребенка и обоснована необходимость их учета и развития в процессе обучения. Он исходил из того, что следует передать ученику не только знания, но и развивать в нем желание и способности самостоятельно приобретать новые знания. К. Д. Ушинский ставил перед учителем задачу «учить учиться» детей и помочь найти им свое место в жизни. Дальнейшее развитие идеи о ведущей роли развивающего обучения в умственном развитии учащихся получили в работах Л. С. Выготского, Б. Т. Ананьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. А. Меньчинской, A. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина.
В начале 30-х годов XX в. Л. С. Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Знания по этой гипотезе не являются конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Обучение должно быть нацелено на «зону ближайшего развития», т.е. на те виды деятельности, которые ребенок еще не в состоянии выполнить самостоятельно, но с которыми он может справиться с помощью взрослых. Идеи Л. С. Выготского получили дальнейшее развитие в психологической теории деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым и П. Я. Гальпериным.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает и побуждает внутренние процессы психических новообразований. В 50-60-х годах XX в. Л. В. Занков предпринял попытку реализовать идею о зоне ближайшего развития. Он разработал систему интенсивного всестороннего развития детей в начальной школе.
Г. К. Селевко разработал технологию саморазвивающего обучения, в которой деятельность ребенка выражается не только в удовлетворении познавательной потребности, но и в самоутверждении и самоактуализации при использовании мотивов самоусовершенствования личности.
Для обоснования процесса развивающего обучения важнейшим является принцип единство сознания и деятельности, сформулированный А. Н. Леонтьевым и С. П. Рубинштейном. Он состоит в том, что психика человека формируется в его деятельности: трудовой, учебной и игровой. Любые природные задатки, имеющиеся у ребенка с его рождения, смогут получить развитие лишь в процессе деятельности. Этот принцип получил неоднократное подтверждение во всех учебных предметах. Доказано, например, что изучение географии наиболее успешно при использовании карт, и в особенности контурных, когда изучаемые объекты наносятся на карту.
Для методики обучения географии очень важно то, что мышление не может быть сведено к функционированию готовых знаний. С. П. Рубинштейн установил, что мышление представляет собой продуктивный процесс, и поставил задачу изучать не только итоги мыслительной деятельности, а сам процесс мышления. Было доказано, что продуктивность мышления наиболее ярко выступает при решении учеником различных проблем, и поэтому проблемность является важной и неотъемлемой чертой познания.
Психологический принцип единства сознания и деятельности в дидактике реализуется в единстве содержательной и процессуальной сторон обучения.