Проверка и оценка результатов обучения. Часть 5.
Тестовый контроль результатов обучения. Термин «тест» английского происхождения и в переводе означает — испытание, проверка. Методики тестового контроля возникли в зарубежных странах в связи с появлением программированного обучения. Тесты применялись и в России, но в основном для оценки результатов обучения по отдельным темам, и широкого применения в советское время не получили. В некоторых методических пособиях приводились примеры тестовых заданий и иногда назывались «географическими диктантами».
Начиная с 90-х годов XX века отношение к тестам сильно изменилось. Тестовые задания стали интенсивно разрабатываться, и появились обобщающие работы, отражающие требования стандарта образования (В. Г. Капустин, И. Н. Корнев, С. Н. Поздняк, 1999). Одной из главных причин этого увеличения внимания к результатам обучения как основному показателю его качества в связи с разработкой стандартов образования. Вторая причина — необходимость выполнения более объективной оценки результатов обучения учащихся. Многие педагоги считают, что оценки и отметки учащихся во многих случаях очень субъективны и зависят от подхода к этому вопросу со стороны учителя. Поэтому существующая система оценок и отметок знаний учащихся (пятибалльная) считается очень несовершенной. Как известно, оценка — процесс диагностики и выставления отметки, а отметка — количественное выражение оценки результатов обучения (5, 4, 3, 2, 1). Третья причина — внедрение в учебный процесс компьютерных технологий и возможность автоматизированной обработки результатов выполнения проверочных работ.
Педагогический тест — система заданий специфической формы, созданная с целью объективной оценки уровня и качества подготовки учащихся по определенному предмету или области знания (В. Г. Капустин и др., 1999). Тесты представляют собой задания, сформулированные в форме утверждения, которые в зависимости от ответа испытуемого могут превращаться в истинные или ложные высказывания. Ответ носит утвердительный характер (да/нет). В таком виде ответы легко кодируются и могут быть успешно обработаны автоматизированными средствами. По охвату учащихся может быть проведено индивидуальное и групповое тестирование. Учителю географии можно рекомендовать разрабатывать тестовые задания, но для этого надо знать правила их составления.
Технология конструирования и разработки тестовых заданий (В. Г. Капустин и др., 1999) состоит из нескольких этапов, включающих ряд последовательных действий: определение цели использования тестового задания в соответствии с требованиями стандарта географического образования; основного содержания тестового задания; выбор формы задания, адекватного его содержанию; определение структуры тестового задания.
При определении цели и типа тестового задания необходимо учитывать требования образовательного стандарта. В соответствии с первым требованием стандарта «Знать и понимать» выделяется I тип тестовых заданий, предполагающих узнавание и воспроизведение географических знаний. Например, задание: «Укажите самый влажный материк Земли». Варианты ответов: 1. Африка; 2. Австралия; 3. Антарктида; 4. Южная Америка; 5. Северная Америка; 6. Евразия.
В соответствии со вторым требованием стандарта — II тип теста, ориентированный «на умения» (определять расстояние, описывать географические объекты и т.д.).
III тип тестовых заданий ориентирован на уровень «анализа и синтеза», исходит из требований стандарта «Оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде».
IV тип тестовых заданий, ориентированных на требования стандарта «Применять в практической деятельности» (ориентироваться на местности, читать план местности и карту и др.).