Методические материалы, статьи

Проведение практических занятий по некоторым творческим дисциплинам. Пейзаж по памяти. Часть 3.

Разглядывание и запоминание натурного мотива становится таким образом процессом решения будущей работы. Анализируя мотив, нужно решать композицию этой картины. Композиция - это не только размещение на листе различных предметов, но и увязывание всех вышепоименованных качеств с целью выражения характера натуры. При достаточном опыте появляется привычка особым образом смотреть на натуру, привычка все видимое сразу переводить в определенную форму изображения, привычка видеть в краске. При известном опыте к зрительной памяти прибавляется своеобразное чувство - память краски, память мазка, своеобразная профессиональная память, память руки, которая иногда может даже преобладать над собственно зрительной памятью. Конечная цель писания пейзажа - картина. Когда ученику нравится пейзажный мотив, это значит, что он уже предвидит за ним картину, предчувствует. Выбирая мотив для изображения, он выбирает картину. Можно сказать, что он представляет натуру картиной. Запомнить натурный мотив - значит как можно полнее решить и как можно яснее увидеть будущую картину. Понятно, что такое решение, будучи уже в какой-то степени собственным произведением художника, запоминается опять же легче и прочнее, чем простое механическое скопление объектов. Собственно, здесь даже и не будет речи о запоминании мотива - такое решение всегда можно будет возобновить при необходимости. Ребята не запоминают - они сочиняют, глядя на натуру. Остается малое - перенести сочинение на бумагу, начать писать картину.

Это основной принцип работы по памяти. Можно предложить ребятам некоторые технические приемы, которые облегчат им первые шаги.

Изучая пейзажный мотив, можно делать зарисовки. Можно набросать весь мотив таким образом, чтобы рисунок был эскизом будущей картины. Не обязательно, чтобы этот эскиз был доделан сразу на натуре - его можно закончить и в студии, можно даже еще поработать позже над композиционным решением, отступая от натуры. Изображение может стать выразительнее и даже, как это ни парадоксально, ближе к действительному впечатлению от натуры, если взять несколько иную точку зрения и изменить пропорции и перспективу. Совершенно не обязательно также, например, передавать точное количество окон в домах или деревьев, кустов.

Особенно справедливо это по отношению к городскому пейзажу. Город обступает нас тесно; улицы мы воспринимаем, двигаясь и переводя взгляд, - дальние планы мы видим так же отчетливо, как и ближние, и впечатление у нас складывается от одновременного видения (или представления) и дальних домов, и ближних, и тех, которые сбоку и даже сзади от нас. Если мы будем в эскизе строить перспективу улицы точно по правилам, то ближние дома совершенно задавят дальний план, самое интересное может оказаться в картине миниатюрным, передние планы с трудом втиснутся в рамку.

Отказаться от мотива? Чтобы передать полное впечатление от действительно интересного куска натуры, над эскизом придется немало поломать голову. Придется как-то поискать точку и угол зрения, может быть, сжать или наоборот, растянуть ширину улицы и т.п. Некоторые городские мотивы, если их рисовать буквально, потребуют себе вытянутого в длину формата листа - нечто вроде панорамы. Такой формат в живописи кажется неестественным, тогда как в восприятии тот же вид выглядит вполне естественным и спокойным. Рисуя такой пейзаж буквально, придется пожертвовать интересным предметным содержанием, картина станет банальной. Этих простейших примеров достаточно. Учащийся сам столкнется с многими случаями противоречия такого точного рисования с выражением характера мотива.

Из сказанного понятно, почему мы не рекомендуем пользоваться фотографиями. Фотография производит обманчивое впечатление точности и полноты изображенного мотива, одновременно более, чем что-либо, искажая характер. Всегда будет риск поэтому вместо пейзажа по памяти сделать увеличенную копию фото. Рисунок на такое копирование не толкнет.

А. Борисов



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005