Методические материалы, статьи

Проведение практических занятий по некоторым творческим дисциплинам. Пейзаж по памяти. Часть 1.

Чаще всего, когда ребята приходят на занятия в студию изобразительного искусства, то первая их работа почти всегда связана с пейзажем. Это как правило дом, солнце, забор, дорога. Здесь и рисунок, и композиция, и цвет, как правило, неверны. Но именно с этих работ чаще всего начинается работа студии. Ребята быстро привыкают и к самостоятельности и к пониманию того, что им объясняют, что от них требуется.

Они поражаются, когда узнают, что многие шедевры пейзажной живописи были созданы в мастерской без натуры - или по памяти, или даже сочинены.

Между тем это обычный способ работы мастеров - и старинных, и современных. В мастерских писали пейзажи Репин, Шишкин, Айвазовский, Васильев, Саврасов, Анисович, Чеснокова и многие другие славные живописцы. Часто вспоминают известные слова Дега: «Во время путешествия я иногда выглядываю из вагона. Но, не выходя из своего дома, разве нельзя написать все пейзажи вселенной...?» Впрочем, удивляется этому только тот, кто уже достаточно много умеет делать с натуры. Например, дети до известного возраста, наоборот, рисуют исключительно по воображению, даже если объект рисования стоит у них перед глазами - их удивляет как раз изображение с натуры.

Естественно предположить, что рисование по памяти зависит прежде всего от зрительной памяти. Это и пугает начинающего. Цель работы, по крайней мере, вначале, он полагает в достижении известного правдоподобия изображения. Он уже знает, с каким трудом достигается сходство с натурой даже тогда, когда модель непрерывно находится перед глазами во все время работы. Но стоит ему хотя бы закрыть глаза, как зрительный образ модели тускнеет, путается, наконец, стирается совсем. Зрительной памяти ребята у себя поначалу не обнаруживают, и способность писать без натуры представляется им каким-то исключительным даром.

Зрительная память, безусловно, существует, и у различных людей она развита в разной степени; несомненно, она влияет на процесс изображения; вполне вероятно, что ее можно развить и даже как бы заново приобрести. Но нам кажется, что практически не имеет смысла выделять вопрос о зрительной памяти и специально заботиться о ней. Ведь любая способность человека, в том числе и зрительная память, проявляется в действии, вернее даже - в результатах действия. Имея цель, лучше всего и проще всего обдумывать практические средства для ее достижения, чем тратить время и силы на раздумья о своих способностях. Дело покажет.

Здесь большую роль играет профессиональная зрелость руководителя студии, его творческая биография.

Самый простейший, самый первый смысл работы по памяти -иметь возможность написать то, что чувствуешь, что хочется и что видится. Для этого в студии на уроках должны быть и хорошие материалы (кисти, бумага, краски, освещение и др.). То есть, как говорится иметь хорошее живописное хозяйство. Научиться писать по памяти, значит развить свой внешний и внутренний мир, красоту окружающего цвета, ее гармонию. Это прекрасная цель, которую некоторые ребята достигают, пусть и не совсем профессионально, но уже чувствуется свой вкус, свои привязанности, свой почерк.

Но так называемая «живопись по памяти» вовсе и не есть эксплуатация только одной зрительной памяти. Ни в коем случае нельзя себе представлять ее таким образом: вот, мол, ребенок увидел пейзаж, мысленно запечатлел его более или менее точно, пришел в студию и написал с этого мысленного представления, как бы с натуры. Практически дело обстоит иначе. «Работа по памяти» - это сложное переплетение многих видов деятельности, упражнение многих способностей: здесь и работа с натуры, и изучение предметов и явлений природы, и знание общих закономерностей изображения; здесь и наблюдательность, и, наконец, деятельность воображения, сочинение. Именно такой сложный характер этой работы и делает ее доступной для каждого, кто испытывает достаточно сильное желание заняться изобразительным искусством.

А. Борисов

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005