Проведение практических занятий по некоторым творческим дисциплинам. Живопись. Часть 2.
Работа над цветом начинается с тех же растительных форм, с которых начинается изучение построения предмета. Обе задачи можно объединить в одном задании.
Педагогу нужно настойчиво приучать детей видеть цвета сравнительно с другими, не по отдельности, а вместе, по отношению одного к остальным. Пусть он выдвигает перед ними задачи сравнивать друг с другом цвета близкие и одинаковые и находить разницу, которая образуется между ними в световоздушной среде. Наряду с этим учащиеся должны искать сходства, сближения в световоздушной среде и цветах далеких и контрастных.
Кроме простой фиксации цвета, нужно передавать состояние световоздушной среды в целом, наблюдая все ее качества - освещенность, плотность, влажность и т.д. Это передается не только цветом, но и фактурой живописного произведения. Красочный слой может быть плотен, может быть прозрачен. В натуре свет то непосредственно отражается от поверхности предмета, то светится где-то в глубине; в тенях мы наблюдаем сложное переплетение рефлексов; предметы то растворяются в атмосфере, то четко в ней рисуются и т.д. Одно (красочный слой) соответствует другому (световоздушным качествам).
Нельзя допускать одинаковости в построении красочного слоя. Нужно развивать у учащихся сознательное отношение к способам письма, к мазку, к кладке краски, добиваться, чтобы они понимали выражение цветового, живописного состояния в предметах.
С самого начала необходимо дать возможность ребятам самим рассматривать свою работу просто так - без натуры и сравнивая ее с натурой.
Сама постановка должна быть составлена так, чтобы цветовые задачи были бы ясны учащимся (контрастные сочетания цветов, группа близких по цвету предметов и т.д.). Все предметные постановки должны быть жизненными, интересными, оригинальными, близкими детям и уж во всяком случае должны нравиться им, производить на них глубокое эмоциональное впечатление.
Нельзя допускать формальных постановок предметов, бессмысленных сочетаний, искусственных фонов с нарочитыми драпировками и т.п. Для облегчения восприятия предметов по цвету не надо усложнять фоны, лучше всего использовать нейтральные по цвету, но при условии ясности их оттенков.
Не следует бояться большого количества предметов, трудность восприятия часто возникает из-за другого: малое количество предметов при больших плоскостях фонов.
Для анализа цвета в натуре следует предлагать детям достаточно ясный материал. Нужно, чтобы предметы имели разно окрашенные детали (технически несложно выполняемые), которые будут фиксировать внимание учащихся на различных цветовых явлениях. Такими деталями могут быть этикетки на предметах, шрифт на лежащей книге, несложный орнамент ткани, орнаменты на посуде, природные формы - ягоды, веточки с листочками, вербы и тому подобные объекты. Было бы неверно предлагать учащимся вначале большие цветовые поверхности, живописные изменения которых не были бы связаны с конкретным предметным содержанием.
Очень полезно ставить так называемые «маленькие натюрморты», состоящие из миниатюрных предметов с интересными деталями и подробностями. Эти натюрморты вызывают любознательность, любопытство, внимание к объекту, и это связывает рисующего с натурой, оказывает определенное воздействие. Пусть вначале дети пишут иллюзионно, лишь бы не было пусто, поверхностно. Главное в этой работе - научить детей делать «открытия» в натуре.
Большую роль в развитии живописного восприятия играет пейзаж, выразительный по предметному содержанию, состоянию природы и освещения.