Методические материалы, статьи

Проведение практических занятий по некоторым творческим дисциплинам. Живопись. Часть 1.

Воспитание у детей живописного восприятия основывается на развитии чувства цвета. Под этим подразумевается, во-первых, способность различать цвета и оценивать их и, во-вторых, способность согласовывать и сочетать цвета, ощущать и выражать цветовое единство, образованное несколькими цветами - колорит. В этих двух направлениях и развивается работа над цветом на занятиях по живописи с детьми среднего возраста.

Прежде всего, надо расширить их представления о цветах в натуре. Они должны увидеть вокруг себя множество цветовых оттенков, из которых каждый представляет собой индивидуально выраженный цветовой тон.

Пришедшие в студию вначале очень примитивно подходят к цвету и пишут только теми цветами, которыми располагают на своей палитре. В действительности же цвета в природе значительно разнообразнее нашего красочного набора. Задача реалистически изобразить предмет в картине требует, чтобы работа над цветом была увязана с восприятием предмета, его качеств и среды, в которой он находится. Способность видеть в натуре и передавать цвет изображаемых предметов приходит в результате большой работы. Научиться различать оттенки цвета и устанавливать ту связь, в которой они существуют в натуре, в каждом конкретном случае можно, лишь внимательно наблюдая натуру, окружающую природу и предметы в различных условиях освещения. Наряду же с этим нужно научиться извлекать из красок необходимые цвета и слагать их в своем произведении в живописное целое, которое отражало бы характер наблюдаемого в натуре.

В расширении и упорядочении цветовых представлений большую роль будет играть понятие о цветовом круге. С его помощью надо дать детям понятие о теплых и холодных цветах и оттенках и развить умение путем сравнительной оценки по признаку «теплее» - «холоднее» определять цветовой тон. Далее дети должны научиться различать цвета по их светлоте и насыщенности и уметь, наблюдая в натуре цвета предметов, интерпретировать их тонально в монохромном решении. Для этого их следует познакомить с тоновой шкалой, где все оттенки серого лежат от белого и до черного в порядке абсолютной постепенности.

Вторая половина задачи развития чувств цвета - воспитание способности ощущать целое в сочетании цветов, колорит, - решается в этом возрасте исключительно индивидуально.

В переходный период развития детей нужно иметь в виду значительный диапазон их возможностей и ставить задачи сообразно с уровнем развития.

Способность сочетать и согласовывать цвета может проявляться двояко: во-первых, в работе с натуры, когда перед глазами находится заданное цветовое зрелище; во-вторых, в декоративных и иных композиционных задачах. Однако и во втором случае решать цветовую задачу нельзя абстрактно и произвольно. В основе решения должны лежать или пространственные, или идейно-художественные представления, обуславливающие цветовой образ.

Способность чувствовать и создавать цветовое единство развивается упражнением в обеих этих областях. Оба рода упражнений будут оказывать взаимное воздействие друг на друга.

В работе с натуры проблема цвета решается на основе рассматривания поверхности предмета и организации ее по форме. Цвет должен войти в сознание учащихся как неотъемлемое качество предметов, их признак. В силу особенностей восприятия подростков они видят цвета предметов по преимуществу локально. Живописное видение цвета и его передача в изображении приходят в результат все более расширяющегося анализа цветовых явлений, которые складываются в натуре - в группах предметов, в пейзаже и т.п.

А. Борисов

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005