Проведение практических занятий по некоторым творческим дисциплинам. Роль рисунка (декоративное рисование). Часть 3.
Задача состоит в том, чтобы предельно наблюдательным путем дети осознали явления перспективного сокращения окружности в предмете в разных положениях - выше, ниже и дальше. Так возникает первое представление о горизонте. Постепенно должны быть уточнены все видимые особенности изображения круга в пространстве (рисунок ближнего и дальнего контуров, расстояния их от диаметра, положение круга на главном луче зрения и в сторону от него и т.д.). Для этого необходимы уже знания перспективы прямоугольных предметов (в частности, квадрата).
Перспектива прямоугольных предметов также должна быть осознана в известных пределах наблюдательным путем.
Уже в самого начала при рисовании групп предметов дети встречаются с задачей передать перспективное сокращение горизонтальной поверхности стола (предметной плоскости). Эта задача решается путем определения на картине проекционного отношения дальнего контура стола к группе предметов.
При постановке предметов нужно создавать эти отношения и загораживать поверхность стола предметами разной высоты, чтобы они помогали детям выяснить степень ее перспективного сокращения.
Рекомендуется внимательно следить, чтобы рисуя с боковых точек зрения, дети правильно изображали положение стола. Обычно в этих случаях они ошибочно рисуют стол фронтально.
Первые шаги в изображении перспективы ограниченной с одной стороны горизонтальной плоскостью и прямой линии (контура стола) переходят в более сложную задачу - передать перспективу плоских прямоугольных форм (например, подстилки, куска бумаги, лежащей тетради, куска фанеры, стекла и тому подобных вещей), которые вводятся в группу так, чтобы проекционные отношения к другим предметам объясняли степень их перспективного сокращения. Чтобы определить видимое направление их контуров и углов, образующихся по отношению к горизонталям картины, в группу могут вводиться такие предметы, как карандаш, вязальные спицы, линейки, кисти, столовые ложки, или что-нибудь в этом роде во фронтальных положениях к возможным точкам зрения.
На этой стадии возникают понятия о точках схода, лежащих в плоскости горизонта как на главном луче, так и в сторону от него.
При переходе к изображению перспективы объемных прямоугольных предметов необходимо развернуто объяснить перспективные явления. Все понятия, усвоенные раньше, по мере накопления наблюдений собираются в одну целостную систему. При объяснениях применяются чертежи, фото и репродукции с художественных произведений. Можно рассказать учащимся об истории способов изображения предметов в пространстве.
Работа над натюрмортом давала возможность рисовать явления перспективы ниже горизонта. Теперь надо поставить детей перед задачей изобразить перспективу крупных объектов одновременно ниже и выше горизонта, а также провести рисование их при разных горизонтах (из окна, с пригорка) - зарисовки интерьера, пейзажа.
Среди объектов, которые рисуют дети в этом возрасте, особое место занимает человек и животные - как наиболее сложные формы, изображение которых требует предварительной подготовки. Ввести их лучше всего через пейзаж и композицию, где изображение будет носить обобщенный характер, не требующий детальной проработки.
Для обогащения зрительных представлений ребятам можно предложить задание по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры,- это подсобный материал для композиции. Декоративное рисование имеет известное значение и для руководителя: оно дает возможность ближе познакомиться с духовным миром ребят, узнать особенности характера каждого, проследить, как развиваются его способности образного представления и воображения, каковы его индивидуальные творческие возможности.