Методические материалы, статьи

Проведение практических занятий по некоторым творческим дисциплинам. Роль рисунка (декоративное рисование). Часть 3.

Задача состоит в том, чтобы предельно наблюдательным путем дети осознали явления перспективного сокращения окружности в предмете в разных положениях - выше, ниже и дальше. Так возникает первое представление о горизонте. Постепенно должны быть уточнены все видимые особенности изображения круга в пространстве (рисунок ближнего и дальнего контуров, расстояния их от диаметра, положение круга на главном луче зрения и в сторону от него и т.д.). Для этого необходимы уже знания перспективы прямоугольных предметов (в частности, квадрата).

Перспектива прямоугольных предметов также должна быть осознана в известных пределах наблюдательным путем.

Уже в самого начала при рисовании групп предметов дети встречаются с задачей передать перспективное сокращение горизонтальной поверхности стола (предметной плоскости). Эта задача решается путем определения на картине проекционного отношения дальнего контура стола к группе предметов.

При постановке предметов нужно создавать эти отношения и загораживать поверхность стола предметами разной высоты, чтобы они помогали детям выяснить степень ее перспективного сокращения.

Рекомендуется внимательно следить, чтобы рисуя с боковых точек зрения, дети правильно изображали положение стола. Обычно в этих случаях они ошибочно рисуют стол фронтально.

Первые шаги в изображении перспективы ограниченной с одной стороны горизонтальной плоскостью и прямой линии (контура стола) переходят в более сложную задачу - передать перспективу плоских прямоугольных форм (например, подстилки, куска бумаги, лежащей тетради, куска фанеры, стекла и тому подобных вещей), которые вводятся в группу так, чтобы проекционные отношения к другим предметам объясняли степень их перспективного сокращения. Чтобы определить видимое направление их контуров и углов, образующихся по отношению к горизонталям картины, в группу могут вводиться такие предметы, как карандаш, вязальные спицы, линейки, кисти, столовые ложки, или что-нибудь в этом роде во фронтальных положениях к возможным точкам зрения.

На этой стадии возникают понятия о точках схода, лежащих в плоскости горизонта как на главном луче, так и в сторону от него.

При переходе к изображению перспективы объемных прямоугольных предметов необходимо развернуто объяснить перспективные явления. Все понятия, усвоенные раньше, по мере накопления наблюдений собираются в одну целостную систему. При объяснениях применяются чертежи, фото и репродукции с художественных произведений. Можно рассказать учащимся об истории способов изображения предметов в пространстве.

Работа над натюрмортом давала возможность рисовать явления перспективы ниже горизонта. Теперь надо поставить детей перед задачей изобразить перспективу крупных объектов одновременно ниже и выше горизонта, а также провести рисование их при разных горизонтах (из окна, с пригорка) - зарисовки интерьера, пейзажа.

Среди объектов, которые рисуют дети в этом возрасте, особое место занимает человек и животные - как наиболее сложные формы, изображение которых требует предварительной подготовки. Ввести их лучше всего через пейзаж и композицию, где изображение будет носить обобщенный характер, не требующий детальной проработки.

Для обогащения зрительных представлений ребятам можно предложить задание по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры,- это подсобный материал для композиции. Декоративное рисование имеет известное значение и для руководителя: оно дает возможность ближе познакомиться с духовным миром ребят, узнать особенности характера каждого, проследить, как развиваются его способности образного представления и воображения, каковы его индивидуальные творческие возможности.

А. Борисов

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005