Методические материалы, статьи

Проведение практических занятий по некоторым творческим дисциплинам. Роль рисунка (декоративное рисование). Часть 2.

Перспектива, усвоенная наблюдательным путем, открывает глаза на окружающую действительность. Представление о картинной плоскости, ориентации предмета и перспективных явлениях неизбежно воспитывает новое видение окружающего мира и развивает композиционное чутье, становится основой для построения композиции любого изображения.

Дело в том, что все указанные моменты заставляют ученика по-новому оценить видимые явления, а именно с точки зрения их пластических качеств на плоскости, а отсюда явится и новая для него оценка их с композиционной точки зрения как компонентов целого. Это с очевидностью можно наблюдать при работах с учеником над натюрмортом, интерьером и пейзажем, т.е. объектами крупными и собирательными, где переплетаются самые различные перспективные явления. Нет сомнения, что эта переоценка будет продолжена учеником и в области цвета («цвет в перспективе»), особенно, если задачи рисунка и живописи совмещаются в одном задании: пейзаж, интерьер, художественное оформление транспорта и др.

К. Брюллов, Г. Г. Чистяков и другие художники постоянно напоминали своим ученикам о настоятельной необходимости ставить вопросы-задачи в процессе рисования. Последовательно ставя вопросы-задачи, художник каждый раз при изображении как бы в первый раз смотрит на предмет, исследует его. Недаром многие художники часто говорят о непосредственности и живости первого взгляда на предмет, первого впечатления от этого предмета. И. Е. Репин считал, что без свежести и силы впечатления не может быть истинного художественного произведения. К. Юон определяет непосредственность впечатления как свежую неожиданность образного решения задачи - новый своеобразный угол зрения. О великих художниках принято говорить, что они смотрят на вещи так, как будто их видят в первый раз.

Эти положения подтверждаются практикой. Так, например, при работе над интерьером вначале трудно добиться удовлетворительного выбора точки зрения - еще очень сильна чисто функциональная оценка предметов и отсутствует оценка целого; при работе над натюрмортом вначале трудно добиться декоративной оценки частой, составляющих натюрморт.

С этими положениями можно связать и вопрос о значении плоскости и заданий на разрешение плоскости в целях воспитания композиционного чутья. Таких заданий существует очень много, разных у разных школ - от беспредметных до декоративных, превращающих объемный предмет в плоское пятно. Можно считать, что в основе «овладения плоскостью» должна лежать прежде всего перестройка пространственных представлений, тем более что композиционное чувство в станковом искусстве ни в начале обучения, ни потом не должно быть ограничено двумя измерениями; воспитание этого чувства должно преследовать цель сочетания плоскостного решения с организацией глубины.

Как только понятие о картине войдет в сознание учащихся, так будет необходимо неуклонно выдвигать перед ними задачи композиционного порядка. В связи с этим возникнет работа над эскизом любого изображения, в том числе с натуры.

Прежде чем дети приступят к анализу предмета и он распадется в их восприятии на части, прежде чем их внимание будет отвлечено от поверхности предмета и устремится в процессы его построения, необходимо будет, чтобы они решили композиционную задачу в эскизе - задачу декоративного решения плоскости.

Первая ступень в изображении перспективных явлений - это перспектива круга в ее элементарном виде. В качестве моделей для рисования подбираются и группируются предметы цилиндрической, конической, шарообразной или комбинированной формы.

А. Борисов

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005