Методические материалы, статьи

Проблемное обучение.

Другим важным способом осуществления учебного процесса, относимым к «активным» формам и методам обучения, является проблемное обучение.

Проблемное обучение — это не метод, а дидактическая, методическая система, педагогическая технология, включающая особое сочетание разнообразных методов и методических приемов обучения, применяя которую педагог, систематически «создавая» и используя проблемные ситуации обеспечивает усвоение учащимися прочных и осознанных знаний, формирование умений и навыков активной самостоятельной познавательной и практической (прежде всего — поисковой, продуктивной) деятельности учащихся, развитие их логического и творческого мышления, способностей.

Психологической основой проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая определенное состояние учащегося, возникающее в результате осознания им противоречия между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся у него знаний и способов деятельности, между новыми фактами, явлениями, зависимостями и ранее усвоенными знаниями и умениями, в которые эти факты не «укладываются». Осознание такого противоречия, т. е. проблемная ситуация вызывает у учащегося потребность в «открытии», усвоении новых знаний о предмете, явлении, способе выполнения действия.

Проблемные ситуации в сознании учащихся возникают не сами по себе, а при определенном руководстве со стороны педагога, хотя противоречия, составляющие проблемную ситуацию, как правило, существуют в реальной действительности — жизненной, учебной, производственной. Эти противоречия отражаются в сознании учащихся лишь в том случае, когда учащиеся сталкиваются (или их сталкивают) с ними. Чем ярче в проблемной ситуации выделено противоречие, тем более острую проблемность оно приобретает. «Создавая» проблемную ситуацию, педагогу не следует произвольно, искусственно ее конструировать, а производить целесообразный отбор реальных, естественных ситуаций, сталкивать учащихся с ними, побуждая их к усвоению или «открытию» нового.

Создание, отбор проблемных ситуаций должно, как правило, предшествовать объяснению или самостоятельному изучению учащимися нового учебного материала.

Важнейший вопрос проблемного обучения — способ создания проблемных ситуаций. Педагогической наукой и педагогической практикой предложены следующие основные пути и способы создания проблемных ситуаций:

  • подведение учащихся к выводу, раскрытию которого будет посвящено изучение нового учебного материала — проблемное введение в урок;
  • сопоставление и противопоставление ранее изученного и предстоящего к изучению;
  • постановка учащихся в условия необходимости принятия оптимального решения из ряда нескольких известных им возможных вариантов решений;
  • выдача учащимся заданий на доказательства и обоснования;
  • преднамеренное столкновение реальных жизненных (учебных, производственных) представлений учащихся с фактами, ситуациями для объяснения которых у учащихся не хватает знаний, опыта (естественная проблемность);
  • выдача учащимся заданий, требующих их сообразительности и практической смекалки;
  • показ невозможности выполнения нового задания, нового действия старыми способами; несоответствия известного и требуемого способа действия;
  • побуждение учащихся высказывать собственные точки зрения; столкновения различных мнений, а также выдвинутых ими предположений;
  • постановка опытного эксперимента, который вызывает у учащихся потребность глубоко разобраться в увиденном, наблюдаемом;
  • анализ типичных ошибок учащихся;
  • необходимость принятия решений в связи с изменением условий выполнения процесса, действия;
  • намеренное изменение педагогом формулировки вопроса, задания, стимулирующее, активизирующее мышление учащихся, использование имеющихся знаний для ответа и др.;
  • постановка перед учащимися необычного или противоречивого вопроса.

Проблемное обучение не означает непрерывного процесса решения проблем; не всякий учебный материал содержит проблемную ситуацию и не всякую проблему можно (или нужно) представить в форме познавательной задачи или противоречивого суждения. При формулировке проблем и постановке познавательных задач и вопросов необходимо руководствоваться принципами целесообразности.

Внедрение проблемного обучения в практику работы образовательных учреждений не должно вести к отрицанию накопленных дидактикой и методиками разнообразных и оправдавших себя методов и приемов обучения. При проблемном обучении, когда создана система проблемных ситуаций, педагог не может обойтись на уроке без «традиционных» методов. Часть знаний сообщается учащимся в готовом виде, они должны их запомнить, чтобы потом привлечь для анализа изучаемых явлений и самостоятельных поисков.

В. Скакун

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005